1. Расскажите, пожалуйста, как Вы пришли к изготовлению ножей? С чего началось это увлечение?
Оно началось в 1995 году, когда я попал на мастер-класс знаменитого мастера-кузнеца Karl Schroen, — кузнеца в третьем поколении. Я был очарован огнем, самим процессом ковки, а когда я почувствовал, какой податливой становится сталь во время ковки, то это стало переломным моментом моей жизни.
2. Является ли изготовление ножей Вашей основной работой? С какого момента Вы занялись изготовлением ножей профессионально?
В принципе я занимаюсь изготовлением ножей уже 17 лет. Но только последние два с половиной года я поставил производство ножей «на поток». Мои успехи начались с ножа «ZipSlip», в котором предусмотрено «однорукое» открывание с помощью системы slipjoint. Этот нож был разработан мной специально для европейского рынка. Одно время, после того как в Британии ввели достаточно жесткие требования и ограничения по ножам, мы продвигали свой нож на рынок под слоганом: «абсолютно легально в Великобритании». С тех пор я начал больше внимания уделять складным ножам с замками Linerlock и Framelock. Хотя иногда и делаю ножи с фиксированным клинком.
3. Какие материалы и технологические приемы Вы используете при изготовлении своих ножей? Каким материалам отдаете предпочтение? Чем определяется Ваш выбор материалов?
Отправной точкой в создании ножей является то, где будет эксплуатироваться нож, какие будет выполнять функции, т.е. каким требованиям нож должен соответствовать. В соответствии с этим и подбираются материалы для ножа. Естественно, я стараюсь использовать только самые качественные материалы. В некоторых случаях это дамаск, в некоторых — сталь. Для изготовления рукоятей стараюсь использовать натуральные материалы. Для складных ножей рукояти делаю из титана.
4. О материалах для клинков: что сейчас Вами используется?
В настоящее время мне больше всего нравится работать с такими сталями как Bohlers K110, АТS 34, Elmax. Также очень часто использую линейку сталей от компании Sandvik. При изготовлении дамаска использую стали 1084 и 15n20.
5. О материалах для рукоятей: что сейчас Вами используется?
На рукояти для рабочих ножей идут материалы: G-10, Micarta, C-Tech и Carbon Fiber. Кроме того, часто использую слоновую кость, перламутр, ценные породы дерева, а также кости экзотических животных. Работа с натуральными материалами дает незабываемые впечатления. С ними очень приятно работать. Иногда использую раскатанный дамаск собственного производства в качестве накладок на рукояти. Очень часто использую дополнительные элементы для украшения, например, гравировку.
6. Какие материалы Вы считаете наиболее перспективными и планируете использовать в своих изделиях?
Я думаю, что G-10, Micarta и Carbon Fiber надежно обосновались в ножевом деле, и будут использоваться еще очень долго. Это вызвано в первую очередь очень хорошими эксплуатационными характеристиками этих материалов — относительная простота в обработке, высокая прочность и износоустойчивость.
7. Какой стали сегодня отдаете предпочтение? Почему?
Этот вопрос очень непростой, так как стали постоянно изменяются, появляются новые. В соответствии с этим и мастера-ножовщики начинают использовать «стальные новинки» в своей работе. Самое главное, — получить в результате надежный и качественный нож.
8. Есть ли у Вас специальная программа «обязательного тестирования» для нового ножа? Как выглядит этот набор тестов?
Все ножи, которые я изготавливаю, проходят определенный контроль качества на всех этапах производства. Я отвечаю за качество своих изделий и лично проверяю каждый нож; стараюсь полностью контролировать весь этап термообработки, проверяю специальным прибором твердость клинков по шкале Rockwell, слежу за качеством и в процессе сборки ножей.
9. Расскажите, пожалуйста, немного о своей компании?
У меня компания состоит из одного человека. Я практически все делаю сам. Почти все сам — моя жена делает рисунки для будущих гравировок. Иногда, правда, при больших заказах, мне приходится привлекать других мастеров. Но большую часть работ я все равно делаю сам.
10. В своей деятельности Вы добились определенных успехов. В каких странах работают Ваши ножи?
Мои ножи расходятся по всему миру. Но большинство из них, естественно, продается в США.
11. Кто из знаменитостей или известных людей пользуется Вашими ножами? Есть ли у них какие либо специальные требования и пожелания к ножам и их дизайну? С кем из знаменитостей работается легче всего, а с кем труднее?
Несколько моих ножей были куплены Девидом Моррелом (автором книг о Рембо), но сказать, что знаменитости стоят ко мне в очередь нельзя, среди них нет моих постоянных клиентов.
12. Сотрудничаете ли Вы с другими мастерами-ножовщиками? С какими? Чьи работы для Вас как мастера-ножовщика и дизайнера наиболее интересны?
Я работал с несколькими знаменитыми мастерами на протяжении многих лет. Самый известный из них, навреное, это Tim Hancock. В настоящее время, иногда я сотрудничаю с Ray Laconico и Tom Ferry.
13. В последнее время в ряде стран происходит определенное ужесточение требований к разрешенным для постоянного ношения ножам. Как Вы относитесь к этому?
Это непростой и интересный вопрос, на который нельзя дать однозначный ответ. Но я думаю, что любой законопослушный человек должен иметь право носить нож. В этом нет ничего плохого.
14. Какие из Ваших ножей являются бестселлерами? Как думаете почему?
Ножи модели ZipSlip оказались очень популярны. Также P-38 показывает очень хорошие результаты по продажам, а это говорит о том, что данные ножи востребованы на рынке. Я считаю, что это из-за их размеров и дизайна.
15. А личный любимец среди ножей? С чем это связано?
Мои личные предпочтения для ежедневного ношения — ножи с замком Linerlock. Тем не менее, я люблю и ножи с системой slipjoint. К тому же эти ножи мои любимцы в производстве.
16. По новинкам в модельном ряду… Какие новинки ждать в ближайшее время?
Я недавно добавил две новых модели в линейку ножей ZipSlip — ножи с клинками в стиле танто и ворнклифф. Также сейчас работаю над моделью slipjoint с флиппером.
17. И, в заключение, традиционный вопрос — каковы Ваши ближайшие и долгосрочные творческие планы?
Естественно, хочется расширить свои производственные мощности. В последнее время я сотрудничаю в качестве дизайнера с компанией OLAMIC CUTLERY.
Огромное спасибо коллективу журнала «Клинок» за проявленный интерес к моим ножам, за предоставленную возможность рассказать о себе и своих работах на страницах журнала «Клинок» украинским любителям ножей.
С уважением, Michael Vagnino.