| Содержание номера 

"Житомирские" кинжалы


Возрождение казачьей традиции в Украине в том, что касается костюма, шло единственно возможным путем.

Мы сегодня именуем его «исторической реконструкцией», а тогда Булгаков и прочие недоброжелатели метко нарекли «малороссийской опереткой». Достаточно взглянуть на костюмы «черных запорожцев» или «червонного куреня смерти» чтобы понять реакцию перепуганного обывателя.

«Атаман Ангел ввел в своем подразделении чрезвычайно яркую форму. Бойцы куреня носили красные жупаны поверх крестьянских свиток, на шапки нашивали длинные, более чем полуметровые шлыки с золотыми и серебряными кистями».

В русскоязычном Киеве или местечковом Житомире вся эта «шлыкатая» публика выглядела диковато.

Другое дело в Полтаве и прежде радовавшей глаз приезжего вполне этнографическим малороссийским обликом жителей.

«В Полтаве… Гордиенковцы (полк имени Костя Гордиенка) решили пошить себе формы… Полковой громадой решили шить слегка модернизированную одежду реестровых казаков конца XVII — начала XVIII ст. — синий, легкий «куцан» (бешмет) с золотым галуном по краю. Вместо шинели — темно-синяя «чемерка» (черкеска) более длинная, чем была у реестровых, с тем же галуном.»

Собственно, данный путь состоял в заимствовании кавказского военного костюма и создании его местных вариаций — благо тот был известен и моден. Аграрные беспорядки 1905-1907 гг. привели в Украине к возрождению гайдаматчины, политически корректно именовавшейся тогда «анархизмом». Реакцией на нее стало введение при местных полицейских управлениях особой охранной стражи, так называемой — земской. Половину расходов на ее содержание несли местные землевладельцы, а служили в ней преимущественно уроженцы Кавказа, довольно часто — ингуши, пользовавшиеся доверием российских властей. Фактически в имениях крупных землевладельцев вновь появились надворные казаки.

 | Содержание номера