В этой статье речь пойдет о сарматах и сарматском мече, глядя на который, думаешь о том, почему этот предмет вообще назван мечом и как, в принципе, при помощи этого оружия можно противостоять какому-либо опасному противнику. Все мы — поколение выросшее на бабушкиных сказках — почему-то представляем себе меч-кладенец великанских размеров и соразмерного богатыря, который одним взглядом может умертвить своего противника, совсем позабыв о том, что «сказка — ложь, да в ней намек»… Поэтому, рассматривая данный экземпляр короткого сарматского меча, углубляясь в историю, перед нами также, несомненно, возникнут образы могучих богатырей, отважных воинов, которые такие «большие» не от того, что большие ростом и обладают недюжинной силой, а от того, что это люди боевой закалки, крепкой стальной воли, не видящие перед собой трудностей и преград, у которых есть чему научиться.
Сарматы — общее название кочевых ираноязычных племен (Аланы, Роксоланы, Роксолане, языги и др.), расселившихся в III веке до н. э. — IV веке н. э. в степях от Тобола на востоке до Дуная, населявших степные районы от Южного Урала и Западного Казахстана до Дуная на западе (Сарматия). По свидетельствам древних историков, Сарматы — «племя воинственное, свободное, непокорное и до того жестокое и свирепое, что даже женщины участвовали в войне наравне с мужчинами». Жестокость с которой они уничтожали скифов, хотя долгое время жили с ними в дружбе и даже создавали союзы, остается загадкой. Они не облагали бывших союзников данью, резня превратилась в геноцид скифских племен. Название сарматы или савроматы восходят к словам Авесты «саорамани», что означает — опоясанные мечом. Впрочем, как и сами носители Авесты, зороастрийцы, скорее всего сарматы были огнепоклонниками, о чем свидетельствует их символика, например, знаки на оружии. Античные авторы выделяли различные сарматские группировки, имевшие свои названия, и занимавшие в разное время, лидирующие положение в кочевом мире: аорсы, сираки, роксоланы — светлые аланы, языги, аланы. В IV-III в.в. до н.э. сарматы, или, как они тогда назывались, савроматы, жили между Доном и Уралом.
Для наших соотечественников история развития сарматского меча особенно интересна, так как ряд народов, живущих на Кавказе, на Юге России восходят именно к этому воинственному народу, с детства державшегося с легкостью на коне. Римляне боялись этих варваров, и историки пытались анализировать национальный состав этого народа. Так, Плиний Младший пришел к выводу, что сарматы представляли собой единое целое. Деление же внутри народа шло, по его словам, по племенам, связанных друг с другом родством. О них упоминают такие античные авторы, как Гиппократ, Геродот, Скилакс, Скимн и римские Публий Овидий Назон, Помпий Мела, Плиний Младший, в 1790-м году они уже носят имя сарматов, утеряв в веках букву «в» в самоназвании.