| Содержание номера 

История европейского кинжала.


Кинжал, в виде аккуратно обработанной листовидной пластины из камня с симметричными, с обеих сторон идущими от острия лезвиями появился на территории Европы еще в каменном веке. Он имел боевое предназначение. Хотя об искусстве рукопашного боя в то время вряд ли стоит говорить, но люди уже тогда заметили, что наиболее верным способом вывести врага из строя является колющий удар. К тому же его и труднее всего отразить или увернуться от него, поскольку оружие поражает кратчайшим путем, часто без предварительного замаха. А хрупкость материала только улучшала его боевые свойства, так как оставшийся в ране обломок приводил к летальному исходу даже в случае ранения.

Кинжалы изготовлялись из кремния, обсидиана или кварца методом отжима. Действуя на небольшой участок костяным «отжимником», скалывали каменные чешуйки, создавая в лучших образцах оружия идеальную форму, затем еще и шлифуемую песчаником.

Рукоять у этих образцов была монолитная, изготавливаемая заодно с клинком, либо деревянная, усиленная обмоткой из сухожилий, в которую вставлялся хвостовик клинка.

По мере распространения металла: меди, а затем и бронзы – клинки кинжалов стали изготавливать из этих новых материалов.

При этом необходимо учесть, что как каменные, великолепно изготовленные кинжалы, так и первые металлические, достаточно дорогие и редкие в то время, служили символом власти, вещественным доказательством высокого положения в обществе. Поэтому они не несут на себе следов практического применения и находят их чаще всего в захоронениях. Боевые кинжалы были практическим оружием и отделывались попроще.

Когда металл окончательно вытеснил каменное оружие, к клинкам кинжалов стали прикреплять рукоятки из дерева или кости. Порой рукоятки были литые, но из металла более низкого качества, и крепились к пластине клинка несколькими заклепками. Впервые именно на клинках древних кинжалов появились продольные желобки-долы. Возможно, первые мастера не отдавали себе отчета в целесообразности такого усовершенствования, а исходили из соображения экономии дорогого металла.

Именно кинжал первым попал под воздействие оружейной моды и традиции. Уже в те времена, когда металл относительно подешевел и стал достаточно распространенным материалом, кинжалы начали отливать вместе с рукоятями, имитируя при этом заклепки более древних образцов.

Использовать кинжал в хозяйственно-бытовых целях достаточно сложно, поэтому кинжал никогда не был оружием воинов низкого ранга, вынужденных заботиться о себе в походах самостоятельно.

И наоборот – вождь, военачальник, командир, вся прослойка в военной иерархии, которую оберегали и которой прислуживали, в качестве личного оружия предпочитала именно кинжал.

Уважали кинжал в качестве оружия кельты, воинственные племена которых проживали на всей территории Европы, а прямые их потомки – шотландцы и ирландцы, – отстаивая свою независимость, воевали вплоть до Нового времени. Римляне называли кельтов «галлами», и именно галльские войны были наиболее затяжными и кровопролитными. Во время ведения боевых действий на территории Испании, примерно в І в. до н. э., в вооружении римских легионеров появился кинжал «пугио», одна из версий многочисленных видов кинжалов, изготовлявшихся кельтами – умелыми металлургами и кузнецами. Кинжал «пугио» стал первым «табельным» образцом, изготовлявшимся в многочисленных мастерских Римской империи по единому стандарту (на возможном в то время уровне). Вооружить пехотинца кинжалом стало возможным потому, что организация профессиональной римской армии отличалась порядком и дисциплиной. Каждый солдат нес с собой в походе какой-то хозяйственный инструмент (кирку, лопату, топор или нож) и на привале каждый выполнял свои обязанности. Разделившись на команды, легионеры выполняли общие работы (от установки частокола до приготовления пищи), что и давало возможность каждому воину сохранять боевое оружие в надлежащем виде и не использовать его для хозяйственных работ.

Во ІІ в н. э. Римская империя, ослабленная наступлением варварских племен, стала терять былую славу и мощь, и кинжалы как массовый вид оружия стали исчезать, оставаясь лишь символом власти у привилегированной прослойки военной аристократии.

Время широкого распространения этого оружия наступило позже, в ХІІІ – ХVII веках, но единого образца уже не было, кинжалы изготавливались, сообразуясь с оружейной модой своего времени. Поэтому их типология и определение времени изготовления по характерным внешним признакам основывается не на форме клинка, который у большинства совершенно разных образцов был примерно одинаков, а на форме крестовины, рукояти и навершия.

«Квиллон» – кинжал, являющийся как бы уменьшенной копией европейского меча – имел прямую крестовину, перпендикулярную оси симметрии оружия. Такая крестовина у меча называлась квиллон, и это же название перешло в обозначение типа кинжала в целом. Кинжал появился в конце ХІІ в., стал популярен в ХІІІ в. и на протяжении нескольких веков был излюбленным оружием рыцарей. В виду совершенствования техники фехтования концы его прямой крестовины пришлось отогнуть в сторону острия клинка, но название квиллон за ним так и оставалось до тех пор, пока этот тип кинжала во время фехтовального поединка не перекочевал в левую руку, в то время, как в правой была шпага или рапира. Новая фехтовальная техника дала кинжалу и новое имя – «дага», к которому часто прибавлялось уточнение – «для левой руки».

Классическое навершие квиллона, это повторяющие форму наверший мечей противовесы, уменьшенные в размерах. В зависимости от господствовавшей в то время оружейной моды они могли иметь различную форму, не связанную с функциональными особенностями кинжала.

Кинжалы более древние по происхождению, но достаточно популярные и в средние века, по форме крестовины похожие на квиллон, но имевшие вместо навершия цельное кольцо или его сегмент, называются «кольцеобразными» и «антенообразными». Будучи оружием менее престижным, они оформлялись достаточно просто и являлись оружием простых воинов и горожан.

В ХІІІ веке был распространен и кинжал другого вида – «рондель». Свое название он получил из-за дисков, ограничивающих рукоятку с обеих сторон. Имея мощный и достаточно узкий Клинок, он применялся для пробивания кольчуги или нанесения удара в сочленение доспехов, при этом большая (из-за дисков) опорная площадь для руки, сжимавшей рукоять, смягчала резкость удара, которая при ином оформлении рукояти могла бы травмировать кисть. Образцы кинжалов ХІІІ – ХІV вв. исчезли с появлением цельных пластинчатых доспехов, пробить которые стало практически невозможно. Узкие щели, имевшиеся в доспехах, требовали более тонкого клинка, применить который можно было лишь к поверженному наземь врагу. Поэтому кинжал такого рода стал называться «мизерикордия»* – кинжал милосердия. Клинок его, длина которого составляла 200–250 мм, был шириной 10–12 мм и в сечении приближался к квадрату. Он мог иметь ограничение на рукояти в виде небольших дисков, или иной формы, но сама рукоять была небольшой и изящной, потому что кинжалом не пробивали металл, а проталкивали его лезвие в сочленение доспехов, навалившись всей массой тела.

Когда с появлением огнестрельного оружия массивные доспехи стали только мешать, а в употребление вошли жилеты из толстой кожи или кольчуги, с кольцами малого диаметра – «панцири», в Европе появилось оружие, подобное мизерикордии, без острых лезвий. Оружие это называлось «стилет», (от тонких заостренных палочек «стилосов», которыми писали по воску в Древнем Риме). Легкий и небольшой, стилет явился завершением той группы специализированных кинжалов, которая была обозначена «ронделем» и «мизерикардией».

«Баллок» – кинжал со специфически оформленной рукоятью. Ранние образцы известны с ХІ века, но широкое распространение получил в XIV веке. Прежде всего это не специализированный кинжал, а фаллический символ мужской состоятельности и силы, такой же, каким в свое время являлся «акинак» древних персов и скифов. По обеим сторонам его клинка на месте крестовины вырезаны стилизованные яички (ballock – яичко), чаще всего представлявшие одно целое с деревянной рукоятью.

Поэтому название «мошонкин» нож по сути правильное, но трактуется неверно, поскольку появилось якобы в связи с тем, что его «носили в низкоподвешенных ножнах, так что он болтался между ног, откуда и пошло его название». (Джеральд Уиланд «Мечи, шпаги и сабли). Еще одно название – «почечный» нож, это просто более «приличное» название, когда форму крестовины романтически настроенные историки XIX века сравнили с почками, это не было так вульгарно в чопорном обществе Викторианской эпохи.

Распространен баллок был повсеместно, но по прошествии моды, когда сексуальность стала подчеркиваться предметами одежды и в первую очередь «гульфиками» огромных размеров, пристегивающимися к штанам, эти кинжалы пропали и больше не возрождались.

Но на севере Англии остался потомок баллока – шотландский кинжал. Изменившаяся форма деревянной рукояти к XVII веку украсилась резными шотландскими орнаментами в виде клеточек и нитеподобных переплетений. Кинжал этот у шотландцев назывался «durk», но в правописание вкралась ошибка, допущенная в словаре Сэмюэла Джонсона, изданном в 1775 г., и во всех европейских языках он известен как «dirk».

Кинжал стал принадлежностью шотландского национального костюма, и с появлением шотландских полков в британской регулярной армии был разработан табельный образец, официально состоявший на вооружении до 1939 года.

Так называемый «ушастый» кинжал («орелло*» или «левантийская**» дага), – дань мусульманскому Ближнему Востоку. Характерное оформление навершия в виде двух расходящихся пластин наиболее известным стало благодаря турецким ятаганам, но имеет давнюю историю, начало которой, как предполагают специалисты, положили рукояти, изготовлявшиеся из берцовой кости в Индии. Форма оказалась очень удобной и с тех пор, вместо кости с той ее частью, которая входит в сустав, стали делать стилизованные рукояти из других материалов такой же удобной формы.

«Левантийский» кинжал впервые появился в Испании и был особенно популярен во Франции и Англии. Причем богато украшенные в восточном стиле его образцы были особо любимы коронованными особами и знатными аристократами, чьи предки участвовали в крестовых походах, отвоевывая у мусульман «гроб Господень». В данном случае кинжал этого типа являлся символом родовитости и причастности к славным делам предков. Именно поэтому на парадных портретах конца XIV – начала XVI веков это оружие изображается чаще всего, хотя о боевом его использовании информация отсутствует.

В свободолюбивой Швейцарии в XVI веке появился свой тип кинжала. Широкий и достаточно длинный Клинок, как предполагают, вначале имел навершие в виде кольца, но в XIV веке в городе Базеле кольцо сплющили так, что на рукояти с обеих сторон образовались крестовины. По названию города, где стали изготавливать клинки с такими удобно фиксирующими руку рукоятями, и кинжалы стали называться «базелард» (более правильное название – базельяр). Особую популярность кинжалы такого типа, обладавшие к тому же отменными боевыми качествами, получили не только в Швейцарии, но и во всей Центральной Европе. Там такой тип кинжала стал именоваться «швейцарским». При этом горожане, которым было запрещено носить мечи, пользуясь сходством этого типа кинжала с длинноклинковым оружием, заказывали «швейцарские» кинжалы огромных размеров (с длиной клинка 50–60 см).

Рукояти этих кинжалов, при сохранении первоначальной формы, свойственной базеларду, снабдили двумя металлическими дугообразными оковками, на концах которых делались с внешней стороны выемки, препятствующие соскальзыванию клинка противника. Кинжалы эти были очень популярны среди ландскнехтов – вольнонаемных немецких пехотинцев.

О швейцарских кинжалах вспомнили нацисты, когда в начале 30-х годов ХХ в. выбирали историческую символику своей власти. Проект кинжала выполнил преподаватель Золингенского промышленного училища, профессор Воэнне. Сохранив форму, но изменив пропорции и очертание рукояти, кинжал стали именовать «образцом 1933 г.». Являясь символическим оружием тех войск, которые входили в структуру НСДАП (национал-социалистическая рабочая партия Германии), этот великолепный по своей красоте кинжал никогда не был боевым, а лишь подчеркивал элитность его обладателя, облаченного в парадную форму.

Итальянский кинжал «чинкведея» (cieque – пять) – пять пальцев. Примерно такую ширину имел его Клинок у основания. Появился и был популярен в XIV – XV веках, применяясь, прежде всего, для колющих ударов. Широкая и глубокая рана, нанесенная клинком, имеющим многочисленные долы, была очень тяжелой и сопровождалась внутренним кровоизлиянием, которое в те времена лечить не умели. С развитием гибких систем фехтования легким оружием в той же Италии, лишенная маневренности чинкведея ушла с исторической сцены, оставаясь в коллекциях и арсеналах, как исторический курьез.

Вместо «чинкведеи» появился кинжал под названием «ломатель шпаг», у которого с одной стороны лезвия имелись поперечные вырезы до середины клинка. Постоянные или убирающиеся подпружиненные крючки, имеющиеся в этих вырезах, прихватывали Клинок шпаги противника, попавший в такую ловушку, затрудняя его извлечение.

В результате человек, вооруженный «шпаголомом» мог, придерживая застрявшую шпагу, поразить противника своим оружием, находящимся в свободной руке, либо резким боковым движением вырвать оружие из рук противника. А вариант боевого приема, когда Клинок, зажатый в ловушке, просто обламывался и дал повод к названию этого оружия.

Вот, пожалуй, и все основные виды и типы европейского кинжала. До наших дней он дожил в виде разновидности боевого ножа (кинжал английских коммандос «F-S») или символического оружия офицеров флота – кортиков. Практическое применение его в наше время этим и заканчивается, но кинжалы остаются интересными свидетелями и участниками Великой истории, а поэтому каждый конкретный исторический образец очень ценен, а современные реплики интересны и напоминают о славных делах наших предков.

 | Содержание номера