«Окружающие человека вещи влияют на его характер и привычки…»Д. Дидро, XVIII в.
Человек живет в мире вещей. Этот мир может быть хаосом, который беспощадно давит, лишая душевного равновесия. И тогда хочется убежать, скрыться на край земли или долго где-то бродить после работы, выискивая несуществующие предлоги и дела.
Давно замечено, что если в интерьере офиса или квартиры нет ауры уюта и спокойствия, человеку плохо работается, а об восстановлении сил – и речи быть не может.
Поэтому люди, очень давно осознав этот факт, стремились упорядочить, объединить каким-то стилем окружающий их мир вещей.
И очень часто на долгий промежуток времени, измеряемый десятилетиями, массы людей охватывала ностальгия по прошлому. Казалось, что именно тогда человечество жило в «золотом» веке всеобщей гармонии, мира и процветания. Так, Древний Рим подражал античной Греции, заимствуя не только искусство, но и богов.
В IX–XI веках родился Романский стиль. Уставшие от войн, болезней и голода люди, вспоминая былое величие Рима, использовали в повседневной жизни предметы, украшенные орнаментом и различными художественными элементами в виде стилизованных листьев, цветов, фигур людей и животных, – всем тем, что могла сохранить народная память о Великой империи. А простой и лаконичный стиль интерьера жилых помещений дополнялся присутствием на мебели и дверях многочисленных кованых металлических накладок, украшенных завитками. Эти декоративные детали не были типичны для Древнего Рима, но явились порождением стиля и благородного сочетания дерева и металла во времена, когда человеческая жизнь стоила дешево, и внушали чувство надежности. А тяжесть меча или кинжала на поясе у мужчины придавала уверенность в завтрашнем дне.
Богатые феодалы строили замки и создавали арсеналы – запасы оружия на случай войны. Оружие это складывалось в особых кладовых и предназначалось для вооружения гарнизона, пополненного окрестными жителями, стремящимися под защиту стен замка при появлении врага.
Но кроме оружия массового изготовления у рыцарей и знатных вассалов хранилось и личное оружие, порой очень богато оформленное.
Во время крестовых походов, когда европейцам в руки попало восточное, богато украшенное оружие, а европейские оружейники и ювелиры смогли ознакомиться с технологиями, ранее не применяющимися в Европе, появился спрос на оружие не только боевое, но и престижное.
Турниры, являющиеся ярким зрелищем, также способствовали тщеславному желанию выделиться, показать себя, и проще всего этого можно было достичь, облачаясь во время торжеств в богато украшенные доспехи и вооружившись парадным оружием.
Например, в 1449 г. при торжественном въезде французского короля Карла VII в Руан, у одного из его рыцарей – Дюнуа – лошадь была покрыта «красным бархатом, а сам он был одет в платье того же цвета и вооружен мечом, украшенным золотом и драгоценными камнями, у которого один рубин на наконечнике ножен стоит 20 тысяч ефимков» (П. Фон Винклер).
Конечно же такое оружие уже не прятали, а всячески старались выставить напоказ, ведь оно повышало престиж владельца, вызывая удивление и зависть.
Менее дорогим, но таким же качественным оружием украшали стены замков в залах для приема гостей. С одной стороны это подчеркивало степень доверия хозяина к гостям и в то же время демонстрировало его военную мощь. Главным местом в таком зале был огромный камин, а вокруг него обычно и развешивалось демонстрируемое оружие и доспехи.
Этот обычай забыли в эпоху возрождения. В XV – XVI веках люди освободилась от гнетущего обезличивания средневековья. Была открыта Америка, проложены торговые пути в дальние экзотические страны. Идеалом становится сильная и волевая личность, способная изменить мир, подобная греческим и римским героям античности.
И стиль Возрождения – Ренессанс – опять возвращается к античности Греции и Рима в интерьере и искусстве. В изящных резных орнаментах, на картинах и фресках изображаются люди в порыве страстей, в стремлении к подвигу. И люди действительно совершают подвиги, с оружием в руках исследуя ранее неизвестные земли. Все это способствовало развитию холодного оружия.
Клинковое оружие становится более легким, владение им – тонкое искусство фехтования – начинает развиваться с невиданной силой, чему не мало способствовала изобретательность людей, почувствовавших себя личностями.
Наступил XIX век. Промышленная революция оттеснила на задний план холодное оружие. Боевые позиции окутались клубами дыма, а гул боя стал неразличим в канонаде пушек и залпах ружей.
Бурное развитие индустрии, фабричного производства повлияло и на окружающий людей мир, он стал обезличиваться. Дома, мебель, одежда – все стало похожим. И как протест этому обезличиванию возродился романтически окрашенный интерес к средневековью. Оно уже не казалось таким мрачным, а легкими стрелами готических соборов уносило ввысь, возвышало душу. И уже казалось, что вот тогда-то и был «золотой век» человечества.
И чтобы приобщиться к нему, почувствовать его вкус, обычные, не очень богатые люди: чиновники, учителя – одним словом интеллигенция – стали проявлять интерес к предметам средневековья, особенно к оружию и доспехам, воспетым историческими романами Вальтера Скотта. Но подлинных вещей и тогда было мало и, как и сейчас, стоили они дорого и приобрести их могли лишь немногие коллекционеры.
Знатные владельцы родовых замков, ранее пренебрежительно относившиеся к старой железной рухляди, загромождавшей проходы, стали вытаскивать на свет божий предметы, которые достались им от предков. Какую-то часть из них они вновь развешивали и устанавливали в своих залах, подчеркивая древность и аристократизм своего рода, а остальное спешили продать, пользуясь моментом. Возник рынок антикварных изделий и желание удовлетворить любые вкусы.
Но спрос рождает предложение, и в многочисленных кустарных мастерских мастера начали создавать копии оружия и доспехов, от которых не только не требовалась функциональность, но она была просто неприемлема, потому что удорожала изготовление и сокращала круг лиц, для которых эти копии доступны. Важно было внешнее сходство, ведь этим предметам предстояло стать украшением интерьера, создать дух прошедших веков. И предметы эти пользовались особой популярностью, что очень часто шло во вред, так как при поспешном изготовлении упускались детали, предающие интерьерному оружию внешнее сходство с боевым. При этом люди, стремящиеся таким образом украсить свой интерьер, не были коллекционерами, они просто стремились одной-двумя понравившимися им вещами создать свой стиль в окружающем жилом пространстве – романтический и таинственный.
Конец ХХ века внес свои коррективы в приоритеты общества. Вновь появился интерес к истории, к своим корням. И одним из направлений такого интереса, его знаковым выражением стала вновь растущая популярность интерьерного холодного оружия.
Люди, как и сто лет назад, почувствовали особую атмосферу, создаваемую светом свечей и пляшущих бликов на клинках мечей и кинжалов, развешенных на стенах.
Бокал хорошего вина – и комната превращается в рыцарский зал, находящийся в непреступном замке, а сидящий напротив товарищ в благородного рыцаря, совершающего дальнее путешествие. Наверное, эти строки вызовут улыбку, но людям свойственно предаваться романтическим мечтаниям, в которых они на короткое время могут почувствовать себя королем Артуром – благородным и повелевающим!
В ХХ веке изменилась технология изготовления холодного оружия. Появились новые материалы, позволяющие удачно прорабатывать рельефные изображения и передавать фактуру природных материалов. И все это притом, что производство такого оружия упростилось, а, значит, и цена на него стала более чем доступна. А вот ассортимент изделий вырос и охватывает сейчас не только европейское средневековье, но и холодное оружие нового времени – абордажные и кавалерийские сабли.
Если вы любите романы – «фэнтези», то можете почувствовать себя победителем всяческой нечисти в Ущелье ведьм, любуясь роскошным мечом с крестовиной в виде оскаленных львиных голов, подобно голове Гаргоны взирающих на противника.
Если вы приверженец классической древности, то, возможно, вам придется по вкусу древнегреческий меч – ксифос в ножнах. Наверное, такие мечи были у героев, сражавшихся под стенами Трои или отстаивающих независимость Афин при Марафоне.
Обязательное оружие на поясе римского легионера, по приказу Цезаря устало идущего дорогами Европы, – кинжал пугио. Роскошные ножны и рукоять, украшенная листьями лавра, свидетельствуют, что это оружие не рядового легионера, а, возможно, сигнифера преторианской когорты, несущего в бой сигнум – знак своей когорты, украшенный коронами и фалерами – наградами за прошедшие сражения.
Мусульманский ханджар – изогнутый кинжал с рукоятью, заканчивающийся лошадиной головой, – заставляет вспомнить о татаро-монгольском нашествии и Великих Моголах.
Отдельно следует остановиться на дальневосточном оружии. Таинственный Тибет вознесся выше облаков, а люди, живущие в этих горах, верят одновременно в шаманов и Будду. Их религиозные действа таинственны и зловещи, но это потому, что отпугивают они злых духов, а для этого последних необходимо как следует напугать. И помогает им в этом полный мистицизма кинжал Пхур-бу с божеством на рукоятке, увенчанном Важдрой – связкой молний, разящих противников Будды. Китайские поясные мечи – оружие дворцовой гвардии – украшены змеиной кожей и чеканным орнаментом.
Парадные японские мечи – катана и тати – в ярких лакированных ножнах алого, синего и черного цвета. Цуба золотистого цвета, оплетающий рукоять цветной шнур гармонично сочетаются с цветом ножен. Плавно выскальзывает Клинок из ножен. Изящный изгиб и отличная полировка свидетельствуют, что меч красив не только в ножнах.
Кстати, многие любители, начинающие заниматься одной из японских техник фехтования – иайдо (искусству мгновенного поражения воображаемого противника),– тренируются именно с такими мечами и достигают больших успехов.
Роскошные мечи – тати,– которыми опоясываются во время особо пышных церемониалов, находятся в черных или красных лакированных ножнах, украшенных гербами знатного самурайского рода. Устье ножен, так же как и рукоять, оплетено шнуром, гармонирующим по цвету с ножнами.
Изящная, с изображениями драконов, цуба и мэнуки под оплеткой рукоятки золотистого цвета. Глядя на такое оружие, ощущаешь атмосферу праздника.
Вот меч, в котором зашифрована целая история. В ножнах, чей строгий черный цвет гармонично сочетается с изящными желтыми разводами и рельефной рукояткой, находится Клинок, на котором установлена цуба, изображающая поединок самураев с драконом. Противостояние сил Добра и Зла! И чтобы понять всю мощь сил Зла, следует всмотреться в рукоять меча. Под рельефными изгибами обвившего рукоять дракона видны горы, деревья и дома. Физически чувствуешь, как эта еще неукрощенная сила сдавила землю, и еще не ясен исход поединка!
Но самые роскошные и одновременно близкие к оригиналу мечи – это тати в стиле Эдо с ножнами, цуба и рукоятью из «слоновой кости», на которой имитирована резьба, тонированная так же, как делалось это иногда и на оригинале. Изящный Клинок – со значительным изгибом. На ножнах «костяные» кольца для поясного шнура. Именно такое, выполненное максимально приближенным к оригиналу, интерьерное оружие способно создать особое ощущение времени.
Вы познакомились с историей возникновения интерьерного оружия и некоторыми его образцами, предлагаемыми Испанией, Китаем и Тайванем. Окончательное решение – за вами.
Создайте свой стиль!