Примечание.Арахнофобия – (греч. Arachne – «Паук», phobos – «страх, боязнь») – подсознательная паническая боязнь пауков, причина которой до сих пор малопонятна (термин взят из cамого большого медицинского энциклопедического словаря). Арахнофилия – (греч. Arachne – «Паук», philos – «любовь») – осознанное восхищенное увлечение пауками, причина которого вполне понятна любому любителю ножей (термин придуман самим автором).
Я уверен, что любому любителю ножей хорошо известно стилизованное изображение паучка – эмблемы фирмы Spyderco из США – одного из признанных лидеров мировой ножевой индустрии. Фирму эту четверть века назад основал Сол Глессер (Sal Glesser), который с тех пор и является ее бессменным руководителем. Жерар Пасселла (Gerard Pacella) в своей книге «100 легендарных ножей» (100 Couteaux de Legende) написал следующее: «Сол Глессер торговал точильными камнями, используя в качестве витрины заднюю стенку небольшого автофургона для доставки хлеба. О том, как точить ножи, он знал все и, изъездив страну вдоль и поперек, пропустил через свои руки все мыслимые и немыслимые типы ножей. И вот однажды его посетила мысль сделать такой нож, какого еще никто не видел».
Возможно, все так и было на самом деле, хотя уж очень этот рассказ напоминает легенду об осуществлении «настоящей американской мечты».
Действительно, свою деятельность фирма Spyderco начала с изготовления всевозможных приспособлений (брусков) для заточки ножей и других «конструктивно схожих изделий». Один из рекламных слоганов фирмы гласит: «В начале мы делали вещи острыми, а затем – острые вещи». И по сей день фирма выпускает самые разнообразные бруски и другие заточные приспособления, причем занимается этим весьма успешно.
В 1981 году фирма Spyderco выпустила в свет свой первый складной ножик – Worker («Рабочий»), которому присвоили каталожный номер С01, а в следующем году – еще один – Mariner («Моряк», С02).
Сейчас уже всеми признано, что появление этих изделий представляло собой настоящую революцию в ножевой индустрии. При этом обычно выделяют три основных «революционных» элемента:
– возможность открыть нож одной рукой при помощи круглого отверстия в клинке;
– пружинную клипсу для ношения ножа в кармане, на поясе, ремне или в другом удобном месте;
– зазубренную режущую кромку (так называемый «серейтор») для разрезания жестких и волокнистых материалов: веревок, ремней, картона, резины и тому подобного.
Круглое отверстие для «однорукого» открывания ножа – действительно гениальное по своей простоте конструкторское решение. Каких только «систем» сейчас не придумано – и штифты, и диски, и отверстия других форм, но с круглым отверстием сравниться они не могут – при открывании ножа круглое отверстие обеспечивает ничем непрерываемое движение большого пальца. Такой нож по своей эффективности приближается к автоматическим ножам и превосходит их в надежности. Фирма Spyderco запатентовала это отверстие, а после окончания действия патента – зарегистрировала его как свою торговую марку.
Клипса, в принципе, известна уже давно. Еще в XVIII веке шотландские горцы с ее помощью крепили кремневые пистолеты к перевязям своих палашей. Но к ножам клипсу действительно впервые приспособила фирма Spyderco. До этого складные ножи «болтались» в глубине карманов или носились в чехлах-ножнах. Прикрепленная же к рукояти клипса обеспечивает не только надежное и удобное ношение ножа в кармане, но также (что самое главное!) надежное и удобное извлечение его оттуда. Фирма Spyderco для своих ножей, оснащенных клипсой, придумала название «Клипит» (Clipit – от выражения «Clip It» – «закрепи это»), а каталожные номера таких ножей начинаются с литеры «С».
И «неровная» режущая кромка также известна не одну сотню лет. В XVІ веке среди ландскнехтов были популярны двуручные мечи-фламберги (или, иначе, «пламенеющие клинки») с волнистым лезвием. Основной эффект такого лезвия достигается за счет увеличения длины режущей кромки (по сравнению с гладким лезвием). Однако Spyderco предложила свою форму серрейтора – SpyderEdge («Спайдер-Лезвие») – чередование заточенных «выемок» – двух небольших с одной побольше, между которыми имеются острые «зубья». По «теории» фирмы выемки обеспечивают положение режущей кромки под некоторым углом к поверхности «объекта» резания, а «зубья» обеспечивают лучшее проникновение в этот «объект» и предохраняют заточку выемок от быстрого затупления. Но это все теория, а на практике серрейторный Клинок по сравнению с гладким действительно режет более «агрессивно», но и менее аккуратно, режущую кромку серрейторный Клинок также «держит» дольше, чем гладкий, но когда требуется его заточить, то приходится использовать специальные методы.
И все эти революционные новшества воплощены в весьма необычную форму – большинство ножей фирмы Spyderco (но не все) выглядят несколько… «горбатыми» – для того, чтобы на клинке выполнить круглое отверстие для «однорукого» открывания, на обухе клинка делается выступ. В периодической печати я встретил очень интересное определение (данное, кстати, женщиной): «эти ножи напоминают улыбающихся крокодилов».
Сейчас фирма Spyderco уверенно лидирует как по количеству продаж, так и по числу инноваций, а поначалу, несмотря на всю свою новизну (а, может быть, именно из-за нее), ножи были встречены публикой весьма прохладно. Некоторые «знатоки» заявляли (да и сейчас изредка заявляют), что «ножи с дырками в клинках не могут быть хорошими». Признаюсь честно, и я, когда впервые увидел «изделия» Spyderco на фотографиях в журналах, подумал: «это не мои ножи». Но недавно, пересматривая свою коллекцию в очередной раз, с некоторой долей удивления обнаружил, что добрая ее половина состоит как раз из «Спайдерок»…
Первым у меня появился Dragonfly («Стрекоза», С28) в «облегченном» варианте (Lightweight) – миниатюрный ножик общей длиной (в раскрытом виде) 135 мм и массой 35 г. Фирма определила его как «нож джентльмена». Смею предположить, что Dragonfly стал своеобразным этапом в развитии дизайна ножей Spyderco.
Элегантный Клинок «листообразной» формы длиной 55 мм радует глаз плавными кривыми, а идущие от обуха спуски обеспечивают отличные функциональные характеристики. Материал клинка – хромистая высокоуглеродистая «нержавеющая» сталь AUS-8 японского производства. Твердость клинка 58–60 единиц по шкале Роквелла «С». Рукоять и клипса изготовлены совместно (т. н. интегральная конструкция) из стеклонаполненного нейлона. Клипса обеспечивает ношение ножа «острием вверх». Помимо клипсы в рукояти имеется отверстие для страховочного шнура. Есть также вариант Dragonfly с рукоятью из нержавеющей стали (при этом масса ножа возросла до 65 г) и клипсой в виде отдельной детали. В открытом виде Клинок удерживается рычажным фиксатором (back-lock).
Чтобы удобнее было держать нож в руке, имеется своеобразное «рикассо» (место для указательного пальца) в виде углубления, половина которого выполнена на пятке клинка, а половина – на рукояти. Такое «рикассо» обеспечивает очень удобное положение указательного пальца (но и уменьшает длину режущей кромки). Для большого пальца также имеется весьма удобный упор, образованный подъемом обуха клинка по дуге. Производится этот нож в Японии.
В общем, Dragonfly – весьма неплохой ножик, но подходит он не ко всякой руке. Лично для меня он маловат – маленькую рукоять крепко зажать в руке не получалось, нож приходилось удерживать в основном пальцами, из-за чего не всегда удавалось открыть Клинок одним «легким движением» большого пальца. Поэтому, когда пришлось искать ему замену, я решил подобрать ножик побольше, и выбор мой пал на Calypso Jr. (С52).
Выпускались три модели Calypso Jr., отличающиеся материалом клинка и рукояти, а также профилем клинка, но полностью идентичных по основным размерам:
С52S: рукоять – нержавеющая сталь, Клинок – сталь AUS-8, «бритвенные» (вогнутые) спуски клинка;
С52BM: рукоять – текстолит черного цвета (Black Micarta), Клинок – сталь AUS-8, спуски клинка – клин от обуха;
С52BK Lightweight: рукоять – стеклонаполненный нейлон, Клинок – сталь VG-10, спуски клинка – клин от обуха.
Все модели имели варианты клинка как с гладким, так и с серрейторным лезвием. Мне попалась модель С52BM с гладким лезвием.
Этот нож также производится в Японии и по общему дизайну напоминает Dragonfly, увеличенный по длине до 168 мм (в раскрытом виде). Увеличение длины рукояти, получившей своеобразное «брюшко», а также перешедшие «по наследству» от Dragonfly «рикассо» для указательного пальца и упор для большого пальца, обеспечивают великолепные эргономические характеристики. В своих буклетах фирма заявляет, что этот нож «сделан так, чтобы ощущать его как естественное продолжение руки». И это тот самый редкий случай, когда рекламный лозунг полностью совпадает с действительностью.
Когда берешь в руку Calypso Jr., то все происходит как бы само собой: указательный палец ложится под «рикассо», большой – на упор на клинке, остальные охватывают «брюшко» рукояти, которая плавно изогнутой «спинкой» «нежно» прижимается к ладони. При таком хвате четко контролируется как острие, так и режущая кромка.
Клинок Calypso Jr. по форме повторяет увеличенный по длине до 70 мм Клинок Dragonfly. Из-за наличия на клинке углубления под «рикассо» длина режущей кромки составляет только 60 мм. Тем не менее фирма заявляет, что этот нож «достаточно компактный для того, чтобы быть удобным для ежедневного ношения, но в тоже время достаточно большой, чтобы справиться с серьезной работой». Мой личный опыт подтверждает это высказывание.
Клинок изготовлен из стали AUS-8 и имеет твердость 58-59 единиц по шкале Роквелла «С». Заточку режущая кромка держит хорошо, а в случае необходимости – правится без особых проблем. В открытом виде Клинок удерживается рычажным фиксатором.
Металлическая клипса крепится над осью вращения клинка, так что нож в кармане «сидит» глубоко и незаметно. «Незаметности» также способствует и небольшая толщина ножа – всего 10 мм по рукояти, плюс 4 мм дает клипса. Носится нож в положении «острием вниз». Извлекается он из кармана легко и просто: первым движением, удерживая нож большим пальцем за отверстие в клинке, а указательным – за клипсу, достаем нож, а следующим «легким движением» большого пальца открываем Клинок – вот нож и готов к применению.
В общем, С52BM Calypso Jr. – очень хороший ножик, один из моих самых любимых, да и в периодической печати я не встречал о нем никаких отрицательных отзывов – только положительные.
Продолжение следует