Немного истории
Средняя Азия – это огромная территория, на которой в наши дни находятся государства: Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан и Киргизия, а также часть Казахстана. По этой земле в древности пролегал «Великий шелковый путь» из Китая, осуществлялись торговые связи с Индией и странами Средиземноморья. Эта земля богата историческими событиями. Известия о них находятся в сочинениях античных греческих и римских авторов, в средневековых манускриптах арабских ученых-книжников.
В древние времена, до IV века н.э., последовательно сменяя друг друга, на территории Средней Азии создавались и рушились империи: Персидская, Александра Македонского и Селевкидов. Создавались и исчезли Греко-Бактрийское, Кришанское и Парфянское царства. Позже часть этих земель входила в состав государства Сасанидов, в Арабский халифат и т.д. В XI-XIII вв. на этих землях существовали и исчезли не менее могущественные государства: Газневидов, Карахнидов, Гуридов и Хорезмшахов.
После завоевания этой территории монголами образовалось Чагатайское ханство, а затем огромная держава Тимура и его потомков.
Земли Средней Азии стали родиной многих тюркских кочевых племен, занимавшихся скотоводством. Но это и место, где появились древнейшие земледельческие культуры. Плодородные почвы, увлажненные водами великих рек Аму-Дарья и Сыр-Дарья, многочисленные оазисы в солнечных долинах способствовали распространению земледелия. С возделываемых земель сарты, оседлые предки узбеков, собирали богатые урожаи. Но нужен был коллективный труд тысяч людей, чтобы в засушливых районах строить ирригационные системы – рыть каналы и арыки, увеличивая площадь орошаемых земель.
Привычка к тяжелому коллективному труду – характерная черта оседлого населения Средней Азии во все периоды истории. Благодаря этому в короткий срок возводились крупнейшие и красивейшие города, известные во всех концах обитаемого в то время мира.
«Господином счастливых обстоятельств» называли современники Тимурленга – завоевателя, собравшего под свою державную руку половину цивилизованного мира. В Европе он известен под именами: Тимур (узб. Амир Тимур «Железный эмир») или Тамерлан (1328-1405 гг.). Будущий повелитель родился в городе Кеш (совр. г. Шахрисябз, в Узбекистане), недалеко от Самарканда.
«Мать дала ему судьбу в качестве раба, но вскормила его молоком разума. Когда из колыбели он ступил на землю, его темя уже коснулось высшей сферы… Когда ему исполнилось двадцать лет, его разум раскрыл ему суть вещей. Страстно требовало теперь господствовать его никогда более не утихающее желание» Хатифи (ум 1521 г.) «Тимур-Намэ». |
Тимур был прекрасным воином и ревностным мусульманином, а по отцу его род возводят к одному из потомков Чингисхана. Средневековый историк Ибн-Араб-Шах в книге «Чудеса о деяниях Тимура» пишет: «Тимурленг был высокого роста, могучего сложения, белый по цвету кожи, рыжеватый. С широкими плечами, длинными ногами, мощными дланями… Хромой на правую ногу (перс. «ленг» – хромой – следствие раны, полученной в бою), с глазами, похожими на свечи, но без блеска; с могучим голосом. Он не боялся смерти, был крепок в мысли и был крепок в теле… Он не был мрачен в несчастье и не был весел в случае успеха». В 1371 году Тимур нанес поражение многочисленной армии узбеков, не сплоченных еще в то время единством веры. Столицей своей империи Тимур сделал город Самарканд, давно уже известный в арабском мире. Арабский ученый Ас-Сумани (ум 1117 г.) записал: «Сподвижник Пророка – Анас Малик, пусть Бог благоволит к нему, – рассказал об одном городе за Оксом (древнее название р. Аму-Дарьи), который называется Самарканд. Затем он приказал: «Не говорите Самарканд, но Охраняемый город!» На вопрос: «Чем защищается Самарканд, он ответил: «…над городом парящие пять тысяч ангелов распростерли свои крылья, чтобы охранять жителей… И за городом лежит один из лугов рая! Там текут сладкие воды; кто их пьет, – пьет воду рая, кто в них купается, – освобождается от всех грехов…»
В 1404 году Рой Гонсалес де Клавийо, посол испанского короля, побывал в Самарканде. В это время Самарканд казался «центром мира» и в столицу Тимура прибывали послы из многих европейских и азиатских стран. Тимур, будучи в зените своего могущества, величал каждого короля и императора «своим сыном», благосклонно относясь к неверным.
Испанский посол записал: «Город Самарканд лежит на равнине. Он окружен земляным валом и глубокими рвами. (Стены всех азиатских городов по приказу монголов были разрушены жителями за полстолетия до этого времени – Авт.) Весь город окружен садами и виноградниками. Столько их, что когда подъезжаешь к городу, то видишь лес из высоких деревьев, а посреди него – самый город. По городу и садам идет много водопроводов.
Город изобилует разными товарами, которые привозят в него из других стран: Руси и Татарии, Китая и Индии.
Вне города есть большие равнины, на которых находятся многолюдные селения, где эмир поселил людей, взятых им из других, покоренных им стран. Отовсюду привозил он людей, чтобы заселяли город и окрестную землю – таких, кто делает луки для стрельбы и разное вооружение. Привез он каменщиков и золотых дел мастеров, строителей и бомбардиров».
Города – многолюдные, обнесенные непреступными крепостными стенами, – издавна становились местом проживания многочисленных ремесленников. Все представители каждой из профессий объединялись в ремесленные цеха. Кустарные мастерские ремесленников находились в черте города, в одном квартале.
Ремесленные цеха, независимо от своей специализации, имели свой устав («рисола»). В рисола излагалась легендарная история возникновения данного ремесла, указывались правила и нормы поведения членов цеха и требования к производимой ими продукции. Каждый цех уповал на своего духовного покровителя из приравненных к святым сподвижников ислама. В честь этого покровителя профессии члены цехов совершали паломничества и исполняли ритуалы.
В организации цехов существовала твердая иерархия. Во главе каждого ремесленного объединения стоял старейшина (бобо). Далее следовали мастера (усто) и ученики (шогирд). Переход учеников в разряд мастеров требовал многих лет ученичества, был связан с определенными испытаниями, сопровождался различными ритуалами. Обычно эти события происходили в дни празднеств в честь святых, покровителей данной профессии.
В эти же дни происходил прием новых учеников. Отец, дядя или старший брат приводили мальчика к мастеру и, передовая его в чужой дом, произносили традиционные слова: «Эти сизники, суяги бизнити» – что в дословном переводе с узбекского означало – «Мясо ваше, кости наши». Эта фраза давала право мастеру применять к нерадивому ученику телесные наказания.
Одними из самых уважаемых ремесленников были кузнецы и оружейники. Правители, ханы и эмиры, были очень заинтересованы в том, чтобы на подвластных им землях проживало как можно больше таких мастеров. Так, упоминавшийся выше Тимур, принудительно вывозил из завоеванных им земель в свою столицу – Самарканд, лучших оружейников, усиливая этим свое могущество. Ведь учитывая обширность территории Средней Азии и пестрый этнический состав населения, запасы оружия в эти неспокойные времена имели стратегическое значение. Количество и качество оружия, имевшегося в государственных арсеналах, определяло в конечном итоге устойчивость власти местного правителя и его влияние на сопредельные народы и племена. Контроль хана над поставками оружия за пределы своих владений позволял, исходя из государственных интересов и личных расчетов, приобретать новых союзников, а «эмбарго» на такие поставки ослабляло мощь врагов правящей династии.
Пчак – символ и ритуал
Но кроме сугубо боевого, практического значения, клинковое оружие в среднеазиатских государствах являлось еще и элементом социального статуса. Вследствие постоянных войн и феодальных междоусобиц, длившихся в Средней Азии много веков подряд, у проживающих здесь народов возникла традиция, требовавшая, чтобы все мужчины умели владеть оружием.
«Мальчиков с малых лет начинали готовить к войне, чтобы они были бесстрашными и умелыми воинами. Воинскую повинность несли мужчины от 17 до 50 лет, но в военную годину участвовали в боях и 60-70-летние старики. Участвовали в ожесточенных сражениях и мальчики 14-15-летнего возраста, совершая при этом подвиги». (Белек Солтаноев)
Универсальным средством защиты и нападения повсеместно являлись ножи, которые были у каждого мужчины, а у воинов – обязательным дополнением к штатному набору оружия – сабле, копью и луку со стрелами. В случавшихся драках на ножах (по-узбекски «пичакбозлик»), соплеменников старались не убивать, а только ранить, ведь за убийство приходилось выплачивать родственникам потерпевшего большой «хун» – выкуп за кровь.
Свое искусство владения различным оружием мужчины демонстрировали во время различных торжеств и праздников. Часто это происходило в виде групповых или сольных танцев с оружием. «Иногда, кроме того, развлекаются танцем с ножом, состоящим в том, что одинокий танцор держит в одной руке нож, а в другой ножны от него, – производя при этом различные движения в ритм музыки». (М. С. Андреев. Ташкент, 1927 г.)
Состязательный элемент – для участвующих в танце с оружием в руках – заключался в четком следовании всех своих телодвижений ускоряющемуся музыкальному ритму. Сбившиеся с этого ритма танцоры оканчивали свое выступление. Это длилось до тех пор, пока, под восторженные возгласы зрителей, оставшийся в круге танцор не начинал двигаться с такой бешеной скоростью, что оружие в его руках становилось едва заметным.
Кроме этого, в среднеазиатском обществе, по типу и богатству внешней отделки носимого клинкового оружия, можно было безошибочно определить, какую ступень социальной иерархии занимает владелец данного оружия.
Холодное оружие стало непременным атрибутом национальной одежды народов Средней Азии. Даже тот, кто по своему общественному положению не имел права владения длинноклинковым оружием (земледельцы и ремесленники), всегда носили на поясе нож в ножнах из кожи или плотной ткани. Пояс этот выполнялся из ткани, им опоясывались вокруг талии на манер кушака, продевая в кожаную петлю, к которой, кроме ножен, могли крепиться кресало, кошель с деньгами и футляр с бытовыми предметами.
Облик традиционного среднеазиатского ножа – пчака – своеобразен и легко узнаваем. А его конструкция и украшающий орнамент могут рассказать о многом, что уже стерлось из исторической памяти тех, для кого в наше время пчак является не более чем предметом быта.
И все же, некоторые поверья и приметы, связанные с этим ножом, сохранились в Средней Азии до сих пор. Люди в них верят, стараются следовать традициям!
Например, за день-два до исполнения такого большого и важного для мусульман обычая, как обрезание, праздновать который собираются вместе до трех тысяч гостей, в дом отца мальчика приходят его друзья и незнакомые мужчины, проживающие в этой местности. Они предлагают свою помощь в приготовлении праздничного угощения. Каждый из пришедших приносит свой нож, но счастливый отец выносит им из дома несколько десятков пчаков. Эти ножи берут в свои руки те из пришедших, кто хочет, чтобы и у него родился сын. Беря в руку пчак хозяина этого счастливого дома, каждый мужчина загадывает мысленно это заветное желание. И с этого момента он надеется, что подобное событие непременно произойдет и в его доме!
Принявшись за работу – разделку продуктов – молодежь в порыве приподнятой и веселой атмосферы, царящей во дворе хозяина дома, начинает расхваливать и свои, принесенные ножи. Каждый молодой человек стремится привлечь внимание окружающих к своему пчаку. Для этого владельцами подчеркивается необычная острота лезвия, редкие материалы, примененные в отделке пчака или красивый орнамент. Параллельно с этим ненавязчиво упоминаются и имена мастеров, которые изготовили столь замечательные ножи.
В отличие от бытующего в наши дни суеверия, что ножи дарить нельзя (это якобы приносит несчастье), в Средней Азии до сих пор такой подарок считается самым престижным и желанным. В представлении народов Средней Азии острые и остроконечные предметы приобретают силу оберегающих амулетов, отгоняющих несчастье и болезни. И пчаку давно приписывалась подобная сила оберега. Нож, положенный под подушку, в головах младенца, был действенным средством охраны его здоровья. Если заболевал взрослый человек, ему на голову вместо компресса клали нож, оберегая этим от действия злых сил.
Для подарков выбирают ножи не массового производства, а штучные, изготовленные известным мастером. Если сын дарит своему отцу такой пчак, он проявляет огромное внимание и любовь, и для отца такой подарок считается большой честью.
Нож дарят и «настоящему джигиту», каждому потенциальному воину – юноше, достигшему 18-летнего возраста. И хотя молодежь открыто свои ножи не носит (этот обычай сохранился за зрелыми мужчинами старше 40 лет), каждый юноша гордится своим пчаком.
У стариков свои ножи. Это либо небольшие, скромно украшенные пчаки, либо национальные складные ножи без фиксатора, с необычным изогнутым клинком – называемые узбеками «чол-гюзар». Ножи пожилых людей могут украшаться драгоценным камнем или иметь рукоять из рога носорога (по поверьям, дающую владельцу большую жизненную силу), но в любом случае это скромно и неброско, как и подобает мудрой старости.
Существует еще один обычай, связанный с дарением ножа. Во время свадьбы, в тот момент, когда невесту привезли в дом жениха, младший брат невесты (или ее племянник) никого не подпускает к девушке. И жених дарит юноше пчак в знак того, что тот также мужчина и, «как мужчина мужчину», – должен понять чувство своего нового родственника!
Пчак, подаренный другу или родственнику, является не просто функциональным предметом, но становится амулетом-оберегом близкого человека и его семьи, защищая от несчастий. Поэтому и дорог сердцу каждого восточного мужчины такой подарок!
Стилизованное изображение ножа в виде листа растения удлиненной и несколько изогнутой формы встречается в орнаментальных мотивах традиционного «ислими» многих видов узбекского декоративно-прикладного искусства: художественной вышивки, керамики, архитектуры. Считается, что такой орнамент выполняет еще и функцию оберега.
В наши дни среди узбекской молодежи все отчетливее прослеживается тенденция роста интереса к ножам, изготовленным за границей и ввезенным в страну. Такие ножи получают распространение на волне популярности иностранных кинофильмов и благодаря свободному доступу к информации. Но вряд ли этот факт сможет изменить в ближайшее время отношение людей, живущих в Средней Азии, к пчаку и связанными с ним традициям!
Конструкция пчака
История
Обработка металлов еще в древности выделилась в одно из первых городских ремесел. Ремесленники-ножовщики (в Самарканде их называют «сузангар», в Шахрихане – «пичакчи») компактно проживали в центральных районах азиатских городов, там же, где располагались их мастерские.
Конечно, среднеазиатские мастера не пользовались в России XIX столетия такой же широкой известностью, как их коллеги с Кавказа. Но, тем не менее, и они приглашались для участия в промышленных выставках, отмечались медалями за свои изделия. Одними из самых ранних участников подобной сельскохозяйственной и промышленной выставки, устроенной в Ташкенте в 1878 году, были усто Хаким и усто Салим из Самарканда. За высокое качество своих ножей они были удостоены «серебряных медалей для ношения в петлице». Следует отметить, что выставка устраивалась в то время, когда среднеазиатские земли только недавно были присоединены к Российской Империи. Это случилось в результате военных походов русских войск на Хиву (1873 г.) и Коканд (1875 г.), и первые указы русского генерал-губернатора отменили рабство на территории этих ханств.
Узбекское происхождение пчака не вызывает сомнения. Этот традиционный самобытный нож отличается своеобразным декором, неизменно копирующимся узбекскими мастерами на протяжении сотен лет.
Клинок
Клинок пчака мог выковываться из стали самого разного качества. Чаще всего для ножей использовался металл невысокого качества, поскольку именно такие пчаки были «по карману» основной части населения, преимущественно беднякам. Ножи такого качества выработали у людей стойкую привычку довольно часто, как бы между делом, периодически править режущую кромку лезвия во время работы ножом.
Мастера высокой квалификации, чьи имена были хорошо известны, не опускались до подобной «халтуры», стремясь работать только на заказ. Дорожа своим авторитетом, который завоевывался десятилетиями упорного труда, они использовали для своих ножей сталь только высокого качества, которую закаливали особым способом, держа его в секрете. Для знатных заказчиков клинки изготавливались из дамаска (узб. «ицфихон») и, гораздо реже, – булата (узб. «байза»), который использовался преимущественно для сабель.
Клинок пчака имеет клинообразное поперечное сечение и сужающийся к острию обух. Клинок ножа достаточно широкий, что еще более подчеркивается тонкой, смещенной вверх рукоятью, так, что верхняя ее сторона продолжает линию обуха. Часто Клинок по всей длине имеет одинаковую ширину. У некоторых пчаков, особенно имеющих несколько поднятое относительно линии обуха острие, Клинок может немного сужаться от рукояти к кончику.
Клинок узбекского пчака имеет три основных варианта исполнения, что связано с хозяйственным назначением ножа. Но все клинки отличаются достаточно резким подъемом линии лезвия к острию клинка, находящемуся на линии обуха.
Современное законодательство относит пчак к ножам хозяйственно-бытового назначения, поскольку нанесение колющего удара клинком подобного типа малоэффективно. Появление национального ножа с клинком, имеющим такую форму – очень удобную лишь для хозяйственных целей – в какой-то степени загадочно.
Необходимо отметить, что пчаки, демонстрируемые в экспозициях музеев и датируемые XIX – началом XX вв., имеют клинки, форма которых не типична для этого ножа. Клинок у них узкий, а подъем к острию длинный и плавный! Но объясняется такая форма клинка просто. У этих пчаков клинки сточены до предела, и изменение формы произошло в результате длительного практического употребления. Именно поэтому местные жители легко расставались с ненужной уже для них вещью – к радости музейных работников, приезжавших в Среднюю Азию в этнографические экспедиции.
Археологический материал, найденный в песках на местах разрушенных старых городов и захоронений кочевников, датируемый периодом до последней четверти XIV века, демонстрирует совсем другие ножи. У найденных ножей клинки по своей форме более универсальны, пригодны и для хозяйственных работ, и для боевого применения. К тому же и хвостовик этих древних ножей обычный, расположенный по центральной осевой линии. Он предназначался для рукояти, крепящейся всадным способом. Таким образом, древние ножи, которые археологи находили на территории Узбекистана и других среднеазиатских стран, имеют конструкцию, обычную для универсальных ножей повседневного пользования, бытовавших в большинстве стран мира. Что послужило причиной изменения формы клинка в течение достаточно короткого периода, датируемого концом XIV – началом XV столетий?..
Самая распространенная форма клинка узбекского пчака, считающаяся универсальной и используемая при изготовлении ножей для городских жителей, называется «кайкэ». Острие этого клинка располагается на линии обуха или несколько приподнято над ней.
Вторая из повсеместно используемых форм клинка называется «ивовый лист» (узб. «толбарги»). У клинка такого типа, на расстоянии примерно 1/5 длины клинка, обух, при подходе к острию, несколько опущен вниз. Таким образом, острие клинка находится немного ниже линии обуха, что считается удобным для работы мясников, разделывающих туши животных. При работе подобным ножом обух перевернутого пчака скользит по мышцам, но острие в них не врезается, а лишь подрезает шкуру и сухожилия.
Еще одна оригинальная форма придается клинку пчака, которым пользуются рыбаки. Эта разновидность пчака особенно распространена среди жителей побережья Аральского моря, в основном казахов. Поэтому такая форма клинка называется «казахча». Но пчаки такого типа любят использовать рыбаки, живущие по берегам рек и озер на всей территории Средней Азии.
Линия обуха клинка «казахча» примерно с середины длины образует плавную выемку, вновь поднимаясь к острию, находящемуся на линии обух-рукоять. Образовавшаяся выемка затачивается посредством небольших спусков, идущих по боковой поверхности клинка к выемке. Для этого металл клинка под выемкой снимается с одной или обеих сторон.
Перевернув нож, частью клинка с выемкой очень удобно очищать рыбу от чешуи.
Как видим, пчаки с клинками типа «толбарги» и «казахча» – это функциональные узкоспециализированные ножи, при помощи которых выполняется вполне определенная работа. Поэтому рукоять для этих ножей изготавливается из дерева (деревянные плашки) и не украшается. Допускается лишь нанесение цветного орнамента на «гюльбанд» – элемент конструкции пчака, отливающийся из олова непосредственно на ноже в процессе его изготовления, и разделяющий между собой Клинок и рукоять.
На клинке пчака традиция обязывает мастера прорезать один-два дола (узб. «кома»). Долы узкие и тянутся на всю длину клинка. Если на клинке прорезается один дол, то обязательно со стороны клейма (узб. «тамга»).
Долы могут проходить сверху клинка с обеих его сторон параллельно обуху. В редких случаях дол проходит по боковой поверхности клинка, совмещаясь с его центральной линией. Наличие на клинке пчака долов-«кома» не вызвано функциональной необходимостью. Это рудимент, имитирующий «Т»-образный обух средне- и длинноклинкового оружия. И долы нужны лишь для повышения престижности пчака, как предмета, имеющего определенное знаковое значение в обществе. Таким образом, пчаку придается внешнее сходство с боевым оружием.
В СССР дол считался признаком боевого ножа (канавка на клинке так и называлась – «кровосток»). За изготовление ножа с долами на клинке мастера могли привлечь к уголовной ответственности. Поэтому долы у пчаков, при их массовом изготовлении, вырезать перестали.
Клеймо («тамга») обязательно имелось на любом качественном пчаке. Центральным элементом клейма всегда становилось изображение полумесяца. В исламе месяцы в году отсчитываются по лунному календарю, поэтому полумесяц стал символом веры.
Кроме этого, «тамга» может содержать элементы, составляющие личное клеймо мастера и какие-либо изречения из Корана.
Клинки пчаков чаще всего темные – серые с голубым или желтым отливом. Раньше для этого клинки обрабатывали в жидком растворе глины определенного состава.
Рукоять
Хвостовик пчака (узб. «соп») повторяет форму рукояти. Он несколько расширяется в сторону навершия, оканчиваясь крюкообразным изгибом вниз. Навершие (узб. «чакмок») такой формы делает удерживание рукояти пчака комфортным.
В хвостовике пробивается несколько отверстий (узб. «тэшик»), через которые проходят заклепки, скрепляющие с обеих сторон плашки, образующие рукоять.
Но прежде чем к хвостовику будут прикреплены плашки, по его периметру изгибается и припаивается полоска (узб. «бринч») из меди или латуни. Она имеет толщину 0,5-1 мм и ширину 4-6 мм. Ширина этой полоски металла должна быть пропорциональна общей длине ножа и этим правилом руководствуются все «пичакчи». Ее края равномерно выступают над боковыми плоскостями хвостовика. Именно на выступающие торцы полосы-«бринча» накладываются плашки рукояти. Таким образом, между боковыми сторонами хвостовика и плашками сохраняется воздушная прослойка. Мастера эту традиционную конструкцию объясняют тем, что в результате рукоять пчака получается легкой. Второе объяснение – используются более тонкие пластины для плашек. Если последние изготавливаются из ценной слоновой кости или рога носорога – такая экономия оправдана. Но если из обыкновенных материалов: древесины или, тем более, распространенной сейчас пластмассы?.. Вряд ли только экономия материала явилась причиной появления такой конструкции.
На рукояти пчака, около крюкообразного загиба навершия, всегда присутствует или только обозначается небольшая выемка под мизинец. Часто в этом месте может только намечаться резкий переход рукояти в навершие-«чакмок». Эта традиционная деталь узбекского пчака наводит на мысль о том, что мастера при изготовлении рукояти ножа стремились скопировать эту деталь с оружия более престижного, чем обыкновенный нож. И оружие это имело в конструкции своей рукояти отдельное, возможно покрытое металлом, навершие.
На хвостовике, около клинка, сверху и снизу выполняют две небольшие выемки, образующие «шейку», необходимую для того, чтобы заливаемое в форму олово, образующее «гюльбанд» (заменяющий принятые в конструкции европейских ножей перекрестье и втулку), удерживалось на металле клинка. Однако такая конструкция несколько ослабляет хвостовик в критическом месте перехода клинка в рукоять, и так довольно тонком.
Металлическая полоса-«бринч», опоясывающая рукоять сверху и снизу, заканчивается как раз в том месте, где хвостовик начинает утончаться, переходя в «шейку». Плашки, из которых изготавливается рукоять ножа, накладываются на «бринч» вместе с прокладками из кожи, картона или другого тонкого и эластичного материала. Таким образом, внутренняя пустотелая полость рукояти защищена от попадания влаги, а тонкие цветные прокладки дополнительно создают декоративный эффект.
Орнамент
Клинок дорогого пчака может быть украшен, кроме надписи и «тамга», национальным узбекским растительным орнаментом «ислими» в различных канонических вариациях, не допускающих произвольного изменения в рисунке. Чем более ценным считается Клинок, тем тщательнее наносится на него орнамент.
Украшают рукоять пчака цветными кружочками (узб. «кёз»). Декоративные элементы – «кёз» – изготавливаются из кости, перламутра, цветных и драгоценных металлов или пластмассы. Они впрессовываются в сделанные специально для этой цели углубления в плашках. В рукояти дорогих пчаков, чаще всего бухарской работы, вправляют не ограненные полудрагоценные камни, преимущественно бирюзу. (В этом случае в отличие от плоских «кёз», прошлифованных заподлицо с плашками рукояти, камни несколько выступают над рукоятью.)
Иногда каждый кружочек – «кёз» – дополнительно окружен «всечкой» – рядом мелких металлических точек или треугольников. По периметру каждой из плашек рукояти может наноситься еще один декоративный элемент – «чермаха». Это точки или волнистая линия, выполненная из металла (меди или серебра).
Относительно появления этих деталей украшения рукояти традиционного пчака, что-либо конкретное утверждать невозможно. Но некоторые догадки на этот счет имеются.
Кружок, изображаемый в орнаменте многих древних народов, символизирует солнце и несет определенную магическую нагрузку. Так повелось в те времена, когда язычники видели в солнце одно из главнейших божеств, повелевающее их жизнями.
Точки, образующие кольцо или волнистая линия в орнаменте, почти всегда символизировали не просто воду, но капли дождя и даже тучи. Таким образом, орнамент, украшающий какие-либо знаковые предметы (например, нож), в культуре земледельческих оседлых племен, обозначавшийся в виде кружка, окруженного точками, символизировал засеянное поле, увлажненное дождем.
В древности узбеки, а еще значительно раньше – тюркские племена, из которых произошел узбекский этнос, – являлись преимущественно земледельцами. И самой большой ценностью для них, проживающих на знойных землях Средней Азии, где оазисы и плодородные долины подчас окружены песками пустынь, – была вода, посылаемая небесными божествами для орошения их полей. Поэтому подобный орнамент имел магическое, жизненно важное значение.
Со временем были построены ирригационные сооружения, каналы и арыки. Распространение ислама покончило с пережитками язычества, колдовство и магия были отвергнуты. Но элементы национального орнамента остались в традициях народного творчества. Как и прежде, эти элементы воспроизводились ремесленниками на изделиях, где такой орнамент «был всегда». Но его отдельные элементы приобрели упрощенный вид, поскольку было забыто изначальное магическое назначение предмета.
А художники, по этой же причине, наоборот, чересчур усложнили составные элементы национального орнамента. Стремясь к красоте своих произведений, художники изображали орнамент столь витиевато, что исходные древние его элементы с трудом угадываются при дешифровке современными учеными-этнографами.
Ножны
Ножны пчака, по-узбекски «хин», делались из куска кожи или шились из плотной материи. Нож вставляется в ножны без дополнительной фиксации – очень глубоко. Наружу выступает лишь небольшая часть рукояти и «чакмок» (навершие). Чтобы не разрезать ножны при извлечении пчака, внутри могли устанавливаться деревянные предохранительные вставки.
Шов на ножнах располагали с тыльной стороны по осевой линии. Для старых ножен характерен свободный подвес к петле, в которую продевался пояс.
В XX столетии ножны все чаще стали изготавливать из кожзаменителя (дерматина или клеенки). Петлю к ножнам стали пришивать жестко.
Ножны украшаются простым орнаментом, состоящим из цветных точек. Часто эти точки просто нанесены краской. Для дорогих пчаков ножны выполняются из качественного материала, и орнамент наносится на них способом аппликации.
Загадка истории
По мере изучения конструкции пчака возникает ряд вопросов. Главный из них: почему во времена средневековья, в «темную» эпоху постоянных войн, появился национальный нож, боевое применение которого затруднялось из-за формы клинка и намеренного ослабления хвостовика в «шейке»? Подобный нож не употреблялся ранее XV столетия, но украшающий его орнамент древнего происхождения имел особый смысл во времена язычества!
Возможно, что после победы Тимура-Завоевателя над непокорными узбеками, большинство из которых в то время поклонялись еще языческим богам, – в государстве Тимура возникла ситуация, при которой сильная централизованная власть имела все причины опасаться своего вооруженного народа. Лишить узбеков права ношения оружия (а самым распространенным образцом холодного оружия был нож) власти не имели возможности. Это была вековая традиция, свято почитаемая на Востоке.
И в этой ситуации мудрые визири Тимура поступили таким образом. Оказав давление на ремесленные цеха ножовщиков-пичакчи, деятельность которых полностью находились под контролем правительства, «администрация на местах рекомендовала» внести изменения в конструкцию изготавливаемых для населения ножей. Таким образом, пчак (по-узбекски это просто – «нож») превратился в предмет хозяйственно-бытового назначения.
Но, компенсируя потерю боевых качеств ножа, ремесленники обратили свое внимание на внешнюю форму изготавливаемого предмета. Так появилась новая форма рукояти, весьма напоминавшая те, которые делались на саблях, как внешне, так и по технологии изготовления. Такая рукоять воинственно выступала из ножен, теша самолюбие владельца ножа. А на рукоять и ножны мастера-пичакчи продолжали наносить традиционный орнамент, смысл которого узбеки, уже принявшие ислам, успели позабыть.
Таким образом, полный контроль правительства, как над всеми оружейниками страны, так и над выходящей из кустарных мастерских продукцией, привел к появлению нового типа азиатского ножа. Пчак быстро распространился по территории всей Средней Азии, фактически являющейся единой империей. И даже после смерти Тимура, когда империя была поделена между его потомками и стала распадаться на отдельные государства, пчаки, как и прежде, продолжали изготавливать. При жизни одного-двух поколений этот тип ножа – известный сейчас, как пчак – стал среди узбеков традиционным, заменив прежние виды ножей, употреблявшихся мужчинами каждодневно. Впрочем, этого могло бы и не произойти, не окажись пчак действительно удобным, изящным и технологичным в изготовлении ножом! (А национальный характер узбеков – довольно миролюбивым!)
Пчаки бывают разные…
Сохраняя присущие им признаки, пчаки, изготовленные в разных городах Средней Азии, несут характерные следы работы местных мастеров. Знаток с первого взгляда может определить место изготовления ножа.
Например, в Таджикистане, в городе Уратюбе, вместо полосы-«бринча» из металла, в продольную канавку на рукояти пчака просто заливают олово. Иными словами, «бринч» только имитируется, при упрощении конструкции рукояти. В этом случае плашки плотно прилегают к хвостовику и имеют большую толщину. Поэтому рукоять пчака, изготовленного в Уратюбе, очень часто имеет сечение шестиугольника с четкими гранями, а не квадрата со скругленными углами, как у традиционного ножа.
Для декоративной отделки пчаков мастера из Хивы и Хорезма очень любят применять серебро. А в декоре пчаков из Бухары почти всегда присутствует бирюза.
Подвергались пчаки влиянию и советского ножевого андеграунда. Так, плашки из прозрачного органического стекла с цветными подкладками, явились плодом творчества тюремных умельцев, стремившихся при ограниченных возможностях придать своим ножам нарядный вид.
Пчаки с подобной же рукоятью выпускал единственный в Узбекистане ножевой завод в городе Чуст. И стоили эти ножи в советский период 15-25 рублей, достаточно дорого для того времени.
Изготавливаются пчаки с плашками из оргстекла, с цветной подложкой из фольги или цветной ткани с блестками, и в кустарных мастерских. Но, в отличие от заводской работы, эти ножи изготавливаются с большим тщанием.
Изготовление пчака
Чтобы читатель получил наиболее полное представление об узбекских пчаках, следует познакомиться с традиционной технологией изготовления этих ножей. Для демонстрации техники изготовления пчаков были взяты исходные материалы: напильник и пруток стали марки 40Х13. Предварительная проковка металла производится молотком «болга». Он имеет квадратный боек массой 3-5 кг. Примечательная особенность азиатских кузнечных молотков – боек у них асимметричный, отверстие для деревянной рукояти смещено к «обуху» инструмента. Далее заготовке придается форма клинка и оттягивается хвостовик, но уже с помощью молотка «гюрсора». Этот молоток имеет узкий, вытянутый по горизонтали боек массой 2-3 кг.
На нагретом клинке фигурными чеканами набивается клеймо-«тамга». После этого ударами сверху рихтуется обух клинка, если отдельные его участки после чеканки стали выступать наружу. Затем эти углубления – надпись на клинке – присыпаются бурой, и сверху на это место клинка накладывается пластинка латуни. Клинок помещается в горн, надписью вверх. Когда бура закипит и вспенится, пластинку плотнее прижимают к клинку, например кочергой. Латунь в горне плавится и заливает углубления на клинке. Вынув Клинок из горна, с него сразу удаляют излишек латуни и шлак, пока они не застыли. Эта операция осуществляется ребром металлической пластины по боковой поверхности клинка.
Далее Клинок рихтуют, предварительно нагрев его до температуры отпуска. Когда подготовка завершена, Клинок нагревают в горне до «закалочной» температуры и закаливают в воде. Клинок опускают в воду примерно на 1/3 его ширины, а после плавно приподнимают для закалки подъема лезвия к острию. Закалка клинка – самая ответственная операция. Каждый мастер, экспериментируя с металлом, температурой его нагрева в горне, составом закалочной ванны и изначальным нагревом жидкости, находит для себя