Орел, как национальный символ фашистской Германии, в явном или стилизованном виде присутствует практически на всех кортиках и кинжалах Третьего рейха. Но существует особая группа холодного оружия, имеющая самое непосредственное отношение к крыльям – кортики и кинжалы членов военизированных авиационных формирований – DLV и NSFK, а также люфтваффе.DLV – Deutscher Luftsport Verband – германский авиаспортивный союз был образован в 1933 году. Целью этой военизированной организации была подготовка летного состава для будущих военно-воздушных сил. Прикрывшись «спортивной» вывеской, Германия нашла способ обойти жесткие условия Версальского договора, запрещавшие ей развивать военную авиацию.NSFK – Nationalsozialistisches Fliegerkorp (национал-социалистский летный корпус) стал преемником DLV после его расформирования в 1937 г.
Кортик обр. 1934 года («Fliegerdolch»)
DLV был первой авиационной структурой Германии, которая обзавелась холодным оружием. Приказом (Der Reichsminister der Luftfahrt L.D. №344/34) от 17 февраля 1934 года был введен первый кортик («Fliegerdolch») для членов германского авиаспортивного союза DLV (фото 1). Носить его разрешалось с 7 марта 1934 года.
Основные параметры кортика изначально были следующими:
– общая длина с ножнами – 550 мм;
– длина клинка – 385-395 мм;
– ширина клинка – 22-23 мм.
Интересно отметить, что на протяжении всего периода существования Третьего рейха, этот кортик оставался самым длинным короткоклинковым оружием, несмотря на то, что его длина незначительно варьировалась у разных изготовителей.
Условно выделяют два типа кортиков DLV – раннего и позднего образца, имеющих некоторые различия.
Навершие рукояти (фото 2) изготовлено в форме диска, его плоские поверхности украшены свастикой в виде руны солнечного круга «Sonnenrad». Первоначально свастики изготавливались отдельно из латуни, а затем запрессовывались с обеих сторон в основание навершия, изготовленное из германского серебра. Поверхности свастик золотили. Процесс отличался крайне низкой технологичностью и, соответственно, очень высокой трудоемкостью. В связи с этим на фирме Eickhorn свастики, как на навершии, так и на крестовине, стали гравировать. У ранних образцов снизу головки формировалась плоская площадка, которой она опиралась на верхнюю оковку рукояти. Позже, с целью упрощения конструкции навершие и оковку стали выполнять единой деталью. В навершии просверливалось технологическое отверстие для того, чтобы ее при сборке можно было насадить на хвостовик клинка. После этого хвостовик расклепывался, обеспечивая неразъемное соединение (фото 3).
Деревянная рукоять, более широкая в центральной части, одинаково сужается к верхнему и нижнему краям. Она – витая, обтянута сафьяновой кожей синего цвета (направление канавки – справа-снизу-налево-вверх), у различных изготовителей количество витков различается. Например, на рукояти фирмы Paul Weyersberg умещается 14 сегментов, а на рукояти Carl Eickhorn их всего 11. Сегменты на рукояти формировались намоткой на деревянную основу проволочного корда с последующим его приклеиванием. После этого заготовка обтягивалась кожей, создавая эффект сегментированной рукояти.
Рукояти кортиков раннего образца всегда были без проволочной обмотки, тогда как на более поздних кортиках могла присутствовать обмотка из двух скрученных нитей.
Симметричная крестовина представляет собой стилизованное изображение развернутых крыльев, состоящих из трех ярусов, концы которых загнуты к клинку (фото 4). В центре крестовины изображена «катящаяся» свастика в виде руны солнечного круга. У кортиков первого типа свастика располагалась на плоской поверхности достаточно массивного, почти квадратного блока. Само изображение гравированное, довольно грубое и угловатое. На кортиках второго типа свастика чуть меньшего размера, более аккуратная и вписана в круглую площадку более изящного центрального блока крестовины. Выше крестовины вокруг рукояти – оковка с гладкой поверхностью...