| Содержание номера 

Топоры Древней Руси.


От автораВ продолжение рассказа о кузнечном искусстве Древней Руси, опубликованного в предыдущих номерах журнала «Клинок», предлагаю читателю ознакомиться с другим, не менее важным инструментом в жизни древнерусского человека. Речь пойдет о топорах, которыми пользовались наши предки. Мы подробно рассмотрим технологии тысячелетней давности и попытаемся понять, почему именно такие, а не иные топоры появлялись из-под молота кузнецов, живших на нашей земле более тысячи лет назад.

В свое время территория Древней Руси представляла собой огромный «котел», где смешивались различные культуры. В этой связи топоры той эпохи, во всем своем многообразии, являются наиболее наглядным свидетельством этого процесса.

Лучшие достижения кочевого Востока, европейского Запада и финского Севера были воплощены в эволюции древнерусского топора, ведь и на их основе создавались оригинальные модели. В этом смысле топор можно назвать материальным символом Древней Руси, поскольку, являясь продуктом, на который оказывали влияние различные культуры, он отличается разнообразием форм. Возможно, анализ этих различных форм топора поможет современникам лучше понять суть сложных взаимоотношений, имевших место в древние времена между разными народами, населявшими нашу землю. Единственное, что необходимо – это отбросить в сторону различного рода догмы. Возможно, тогда мы приблизимся к пониманию того, что же на самом деле представляла собой Древняя Русь.

Есть все основания полагать, что топоры Древней Руси были самыми совершенными в свое время в Европе. Как я уже упоминал в статье «Ножи Древней Руси», система торговых связей в древности была гораздо боле совершенной, чем мы можем себе представить. Если имелся спрос на определенную продукцию, то купцы ее доставляли хоть «за тридевять земель». Возможно, что многие древнерусские мечи были не местного происхождения, а доставлялись из какой-то большой мастерской на Рейне, снабжавшей клинками половину Европы. Но справедливо и следующее: в Швеции и других странах археологи находят топоры, которые, скорее всего, были изготовлены на Руси - об этом свидетельствует их характерная форма. Это признают сами же западные исследователи, в частности Пауэльс, издавший в свое время серьезную монографию о европейских топорах. Так что не только «мед, воск и пеньку» поставляла Русь, а и продукцию, требующую высокой ремесленной квалификации.

…Мой учитель, Вячеслав Иванович Басов, очень любил ковать топоры (иногда говорил, что больше всего на свете). Я тому свидетель: делал он это с радостью и как-то очень легко. Тема древнерусских топоров всегда была для него чрезвычайно интересна, и воссозданию технологии их изготовления он посвятил немало времени и сил. Над горном у Басова была выведена мелом четырехзначная цифра, в которую он вносил изменения с каждым новым откованным топором. Последнее значение, которое мне запомнилось, было 4318. Именно столько топоров к 1994 году отковал Мастер (см. фото 1). Хотя подавляющее большинство из них были вовсе никакие не древние, а обычные просечные, сделанные Басовым в молодости, когда он работал кузнецом на заводе в городе Серпухове. Все равно, согласитесь,– четыре с лишним тысячи… впечатляет. Представляете, сколько людей имеют топор работы самого Басова, хотя, наверняка, они об этом даже и не подозревают!..

На мой взгляд, мастерство древнерусских кузнецов нигде не проявилось в такой степени, как в изготовлении топоров. Понять это можно, наверное, лишь только тогда, когда столкнешься с этим вплотную на практике, задавшись целью повторить работу древних мастеров. Древнерусский топор, можно сказать, высший кузнечный пилотаж. Обычно показателем высокого кузнечного мастерства считается меч. Вопрос, делали или нет на Руси мечи, мучил и мучает многих, и служит вечной темой для полемики между «норманистами» и «русофилами». Но, по-моему, этот вопрос не столь существенен, как может показаться. Если кузнец мог выковать столь сложный предмет как топор, то для него не должно было составлять особого труда вытянуть и длинную полосу меча.

Вопрос заключается в другом: почему воинственность является показателем уровня развития ремесел?

В том, наверное, и заключалось отличие славян от других народов, что их развитие шло в созидательном направлении, и основой их существования и быта был мир, а не война. Отношения между собой и другими народами они старались строить на мирной, добрососедской основе, а не на агрессии и насилии. Но наши предки вовсе не были так уж безобидны. Когда приходил незваный гость, топор в руках ремесленника и мирного земледельца становился грозным оружием, гораздо более эффективным, чем меч. Поэтому процессу изготовления топора и уделялось столько внимания. Ведь, согласитесь, в мирной жизни от меча проку мало…

Можно сказать, что топор выполнял у славян в системе символов ту же роль, которую у других народов играл меч. В этом смысле показательно изречение древнерусского стихираря XII века, которое А.Н. Кирпичников поставил в качестве эпиграфа к фундаментальному труду о древнерусских боевых топорах. Это изречение гласит: «Секыра ... отьсече съблазнь вражью» – то есть отсечет дьявольское искушение. В этой связи прослеживается прямая аналогия со священным японским мечом, который, как верно подметил основатель айкидо Морихей Уэшиба, «поражает злобного врага, сидящего глубоко внутри их душ и тел».

Топор был одним из древних символов-оберегов. Миниатюрные бронзовые топорики, точь-в-точь повторяющие настоящие железные топоры того времени, находят при раскопках. Славяне их носили на груди как амулеты. Почему же обычный топор окружался таким ореолом почитания? Наверное, причина опять-таки лежит в образе жизни древних славян и, прежде всего, условий, в которых изначально формировалась их культура...

АНОНС. Номер Вы можете приобрести в редакции или получить по почте.

 | Содержание номера