| Содержание номера 

Мастер должен творить...


Стремление познакомить читателей журнала «Клинок» с новыми людьми, тем или иным образом связавшими свою жизнь с прекрасным искусством изготовления клинков, привело нашего корреспондента в г. Одессу. Здесь расположен завод «Полигон», выпускающий уникальную почвообрабатывающую технику для садов и виноградников, а также запчасти, штампы, приспособления и нестандартное оборудование для этой и других отраслей сельского хозяйства, являясь продолжателем дела и традиций завода «Одессельмаш».Однако не только этим знаменито Предприятие. Оказалось, что здесь уже довольно длительное время работает небольшой цех, в котором трудятся великолепные мастера своего дела, – резчики и кузнецы, занимающиеся изготовлением сувенирной продукции и эксклюзивных изделий. Художественная ковка и резьба по дереву стали такой же визитной карточкой завода «Полигон», как и его уникальная машиностроительная продукция.Убедиться в этом смогли все посетители Первой международной специализированной выставки «Мастер Клинок», проходившей в конце мая в г. Киеве. Стенд завода «Полигон» приятно удивил авторскими ножами, своеобразный дизайн которых был выдержан в восточном стиле. Завораживали и резные панно с тонко исполненными охотничьими сюжетами.Работают на предприятии «Полигон» заслуженный кузнец СССР, член гильдии кузнецов СССР Борис Ибрагимович Абдуллаев и его сын Виталий, а также мастера-резчики Александр Андреевич Семенко и Игорь Николаевич Вартанов – художники с большой буквы, чье мастерство не может оставить равнодушным никого… Однако, какими доводами руководствовалась дирекция серьезного машиностроительного предприятия, открывая цех по изготовлению художественных изделий, далеких от основного профиля завода?.. Этот вопрос и был основным в беседе с директором завода «Полигон» Валерием Васильевичем Клименко. И вот что он рассказал...

«В 1992 г. я узнал о беженцах из Таджикистана, приехавших в Одессу – мастерах художественной ковки. Я встретился с ними, посмотрел фотографии их работ (в тех обстоятельствах большего они показать, конечно, не могли) и сказал себе, что если я упущу этих людей, то потом буду жалеть… То, что я увидел, оказалось близким мне по духу и, на мой взгляд, весьма интересным. С этого все и началось. Я пригласил мастеров на завод и дал им возможность заняться любимым делом.

Первые 2-3 года работы должны были продемонстрировать будущим клиентам разницу между ремесленной работой и художественной ковкой. И в этом нам посодействовали исторические памятники и уникальная архитектура нашего города. На улицах Одессы можно увидеть замечательные образцы художественной ковки, выполненной старыми мастерами, жившими и творившие в нашем городе. Но, к сожалению, сегодня эти традиции оказались утерянными. Грубые современные имитации, которыми пытаются восполнить разрушенные фрагменты работ старых мастеров, искажают архитектурные памятники города, возмущают истинных ценителей прекрасного.

Но мы нашли выход из этой ситуации. Наши мастера занимались и занимаются работами по реставрации архитектурных элементов, имеющих историческую и художественную ценность. Так, они участвовали в реставрации Одесского оперного театра и некоторых других исторических памятников.

Поэтому теперь для того, чтобы продемонстрировать клиентам возможности наших мастеров, достаточно просто рассказать, в каких достопримечательных местах Одессы можно увидеть результаты их труда, и воочию убедиться, что традиции старых мастеров обрели достойных преемников.

Мастера, работающие в небольшом цехе нашего предприятия, – настоящие художники. Они сами избирают темы для своих будущих произведений, самостоятельно разрабатывают детали и, что, на мой взгляд, очень важно, от начала до конца все делают сами.

Мастер сам изготавливает Клинок, рукоять и ножны, осуществляет сборку и наносит последний штрих – ювелирно декорирует изделие. Наши мастера – это творцы, которых не требуется торопить, им не надо давать каких-либо указаний. Они действительно работают, вкладывая в дело свою душу.

Но все это, конечно, в идеальном варианте. Однако реалии жизни таковы, что наши мастера вынуждены работать, удовлетворяя те или иные требования потребителя. А в этом случае требуется что-то определенное, связанное с уже сложившимися у клиента представлениями об изделии. Хотя и в этом случае у мастера остается простор для творчества, все же мы стараемся, чтобы выполнение таких работ занимало не более 60-70 % рабочего времени.

Оставшееся время (30-40 %) отводится для «искусства ради искусства», когда мастер создает то, что подсказывает ему полет фантазии. Именно тогда появляются произведения совершенно иного уровня. Они как вехи на пути мастера и отрадно видеть, что каждое новое произведение по уровню исполнения выше предыдущего!

Это очень важный аспект наших взаимоотношений. Важно, чтобы у мастера оставалась возможность для творчества, осуществления своих идей. И это всячески поддерживается руководством завода «Полигон».

В противном случае, каким бы великолепным художником ни был мастер, но, постоянно выполняя рутинную работу, он постепенно низойдет до уровня ремесленника. А это, кроме моральных издержек во взаимоотношениях, через какое-то время способно привести к экономическим потерям, падению престижа фирмы.

Поэтому схему наших взаимоотношений, которой мы придерживаемся уже более 10 лет, я считаю наиболее приемлемой.

Следующий принцип, который мы стараемся претворить в жизнь – это преемственность поколений: дело, которым занимаются наши мастера, должно увлечь и их детей. Мы прилагаем все силы, чтобы подрастающее поколение имело возможность обучаться навыкам художественной работы, смогло получить соответствующие образование. В идеальном случае художественной работой должны заниматься династии мастеров. Именно тогда знания и опыт передадутся от отца к сыну в полной мере, а Предприятие станет для них не просто местом работы, но родным домом, где можно успешно разрешить все возникшие жизненные проблемы.

Существует еще один аспект, на который я бы хотел обратить внимание. С одной стороны «Полигон» – достаточно высокотехнологическое Предприятие, где применяются многие новые технологии, являющиеся последними достижениями науки и техники. Мы занимаемся выпуском достаточно сложной продукции, аналогов которой на территории СНГ нет. С другой стороны при заводе организован небольшой цех по изготовлению изделий ручной работы. В наши дни такой труд не может дать того финансового благополучия, которого заслуживают мастера. Поэтому мы всеми силами стараемся поддерживать народное ремесло, даем возможность мастерам участвовать в выставках, совершенствовать свое умение и воплощать в жизнь свои проекты. И я, как директор предприятия, вкладываю в эту программу определенные средства. Но это оправданный шаг. Художественные изделия наших мастеров стали визитной карточкой предприятия, постоянно повышая его престиж. И хотя специфика основной продукции нашего предприятия такова, что конкурентов у нас нет, художественные изделия ручной работы наглядно демонстрируют громадный потенциал возможностей, заложенный в нашем предприятии.

Мы тесно сотрудничаем с сельскохозяйственными предприятиями России, Азербайджана, Армении, областями Украины, занимающимися выращиванием винограда и виноделием. Для поддержки делового партнерства мы часто вручаем эксклюзивные подарки, которые всегда на виду, напоминают о нашем предприятии, и о том, что мы способны выполнить любой заказ!

Художественный цех нашего завода изготавливает награду «Гран-при», присуждаемую каждый год в четырех номинациях: «лучшее вино», «лучшее шампанское», «лучший коньяк» и «лучшая водка». Эталонный образец «Гран-при», названный «Виноградная лоза», был разработан и выполнен Борисом Ибрагимовичем Абдуллаевым и среди других предложенных на эту тему проектов, признан лучшим. Это небольшая выразительная статуэтка, где в рамке из стилизованных листьев парит серебряная виноградная гроздь. И то, что именно наше Предприятие оказалось причастно к такому престижному конкурсу, – заслуга наших мастеров!

Поэтому я считаю, что, имея современное производство, оснащенное сложными технологическими линиями, не следует забывать и о существовании ручного труда мастера высокого класса. Поддерживая самих мастеров и в их лице народные традиции, мы обогащаем национальную культуру. И, в то же время, такое тесное сотрудничество взаимовыгодно!

Свою художественную продукцию мы демонстрируем и продаем на выставках. За годы существования цеха о нашем предприятии сложилось хорошее мнение, а доброе слово – это лучшая Реклама. Поэтому проблем с реализацией нашей продукции, как правило, нет, клиенты сами нас находят, и чаще всего их запросы удовлетворяются в самый короткий срок.

Весной этого года мы впервые участвовали в специализированной выставке клинковых изделий «Мастер Клинок», на которой продемонстрировали свои работы, ознакомились с работами других мастеров. Работы нашего художественного цеха выглядели на общем фоне весьма достойно! А это значит, что и в этой специфической области народного творчества наши мастера обладают значительным потенциалом.

Клинковые изделия, изготавливаемые на нашем предприятии, выполнены в восточном стиле. Это традиция мастеров из Таджикистана. Она выделяет их работы, внося элемент необычности, даже если хотите – какой-то сказочности.

Многие клинки, представленные на выставке, подчеркивали своими очертаниями элементы агрессии. Наши же изделия были скорее изящными, вызывающими высокие чувства. Посетителями, подходившими к стенду завода «Полигон», овладевало желание подержать наши клинки в руках и тем самым пообщаться с прекрасным традиционным искусством.

Именно на выставке «Мастер Клинок» мы убедились, что рынок авторского оружия в Украине существует. Мы будем и в дальнейшем продолжать свою работу в этом направлении.

С авторскими работами Бориса Абдуллаева нам всегда очень жаль расставаться. Поэтому руководство завода приняло решение, приобретать их у мастера и оставлять на предприятии в качестве выставочных образцов. Но в то же время мы планируем выпускать небольшими сериями копии этих работ, которые и будут поступать в реализацию, окупая таким образом затраты на приобретение оригинальных авторских работ. Кроме того, мастер будет получать определенный процент с продажи этих копий. На таких условиях творческая работа художника не может не превратиться в успешный бизнес.

Для этой цели при мастерской обучается группа молодых способных мастеров. Они изучают приемы работы, копируя лучшие произведения наших художников. И, возможно, в дальнейшем кто-то из них тоже поднимется на уровень художественного осмысления окружающего мира, станет творцом!

В наши дни мастеру-ножовщику, занимающемуся изготовлением авторского холодного оружия, необходимо обеспечить легализацию своих изделий. Решение этого вопроса отнимает массу времени, а главное, мешает творчеству! Руководство завода «Полигон» полностью взяло на себя эту миссию, освободив мастеров от рутины.

На выставке «Мастер Клинок» нам часто задавали вопросы, где изготовлены клинки восточного типа, представленные в экспозиции. И многие посетители удивлялись, когда узнавали, что все это сделано руками наших мастеров, а само Предприятие находится в славном городе Одессе, в одном из самых прославленных исторических мест на Молдаванке, где любые художественные стили и направления органично сочетаются, не вызывая диссонанса!»

Записал Виктор Кленкин

 | Содержание номера