Калифорнийский лис
Зорро — персонаж вымышленный. Его появление, должно было способствовать заполнению зияющих пустот американской истории в жанре «плаща и шпаги». Духовный отец Зорро, Johnston McClley (1883-1958 гг.) впервые явил его миру в 1919 г. в грошевом романе «Проклятие Капистрано». Дебют дона Диего де ла Вега оставался вполне незамеченным, пока на книжку, в поисках пищи духовной, не наткнулся сам Douglas Fairbanks (1883-1939 гг.) Его у нас тоже не помнят. Это тот, которого объявили в титрах «Веселых ребят» вместе с Леонидом Утесовым.
Что самое забавное, тридцатисемилетний тогда Фербенкс прочел «Капистрано» во время своего свадебного путешествия. История его восхитила и в 1920 г. он, под псевдонимом Elton Thomas, подал сценарную заявку на фильм «Знак Зорро». С этого фильма началось победное шествие нашего героя по киноэкранам. Кто сейчас знает, что Мак-Клей написал целых шестьдесят историй о Зорро, кто их видел на «Петровке»? Но, фильмы о Зорро знают все.
Автор также питает слабость к «своему» Зорро. Это Ален Делон из наиболее «латиноамериканской» и «исторической» экранизации этой истории, если не считать «The Queen of swords» с Тесс Сантьяго.
В кинематографе Зорро, наряду с Д\'Артаньяном, позиционируется как великий фехтовальщик всех времен и народов. Именно Фербенкс, по большому счету, впервые вывел фехтование на голливудский экран. Напомним, что Лига фехтовальщиков-любителей Америки, в которой состоял и Фербенкс, была основана еще в 1891 г. Хотя, по логике вещей, оружием Зорро является шпага, сам Фербенкс, в фильмах употреблял обычно спортивную саблю-эспадрон. Его примеру последовал и Зорро нового поколения — Tyrone Pover, сыгравший в первом звуковом римейке «Знака Зорро». Он и его vis-a-vis Basil Rathbone, в роли губернатора, считались отличными фехтовальщиками своего времени. Их поединки признаны классикой фехтовального жанра в американском кино. Только смотреть на них современному зрителю, не искушенному в тонкостях фехтоваания, непроходимо скучно.
Поэтому, когда в 1990 гг. было решено в очередной раз воскресить Зорро, «правду искусства» немного подкорректировали. Действие перенесли на двадцать лет познее — из 1820-х, когда Мексика, а в ее составе и Калифорния, провозгласила независимость от испанской короны, в 1840-е. когда северной Калифорнии. вследствие войны между США и Мексикой (1846-1848), только предстояло стать еще одним штатом Союза. Ввели новых, политкорректных, персонажей, вроде «социальных» бандитов-латинос братьев Мурьета. Фильм «Маска Зорро» (1998 г.) начинается с гибели Хоакина и разительной перемены в судьбе его брата Алехандро, которого и играет Antonio Banderas.
Кинематографическая Калифорния и в этот раз имеет мало общего с исторической. А жаль. В 1830 гг. миссионерские ранчо были секуляризованы, что привело к концентрации крупной частной земельной собственности. Светские землевладельцы, так называемые доны, упоминаются во вех «мексиканских» фильмах о Зорро. Конный портрет одного из них дона Хозе Андреаса Сепульведы (Jose Andreas Sepulveda) показывает нам как мог бы выглядеть дон Диего де ла Вега. К мексиканскому седлу почтенного сеньора приторочено оружие, характерное для места и времени действия нашей истории.