Коллекционер оружия атрибутирует свои находки преимущественно по специальной литературе (каталога). Это увлекательное занятие, вроде игры «найди пять отличий» — только наоборот. Атрибутировать таким путем марокканскую саблю-»нимха» не представляет труда.
Варварийский берег Моря мрака
Аль-Магриб аль Акса (араб. — Дальний Запад), именно так на арабских картах обозначаются земли, расположенные на крайнем западе мира Ислама. В европейской культурной традиции данная территория была известна как Мавритания, Варварийский берег, Берберия и, наконец, Марокко (Morocco от исп. moro — мавр).
Именно там, в начале XVI ст., столкнулись две культуры: исламская культура средневековой Испании и Северной Африки и христианская культура Италии эпохи Возрождения.
Происхождение «нимхи»
Сказанное вполне можно отнести к предмету нашего исследования. Характерная, сразу же бросающаяся в глаза особенность «нимхи» — сложная оправа рукояти.
Уже сабли-»сайф» в местной оправе имеют характерный черен рукояти с отогнутой вперед под прямым углом массивной головкой. Также крестовина, в целом отвечающая ориентальной звездообразной форме, в некоторых изделиях обнаруживает тенденцию к вертикальному изгибу дужек.
Логическое завершение этого процесса привело к формированию типа сабли-»нимха». В ее конструкции заметно сильное европейское, собственно, итальянское и испанское, влияние. Порожденным им элементом оправы является так называемая ослиная подкова. В марокканском оружии она встречается в двух видах, вернее — степенях развития: «эмбриональной», как вторая пара разомкнутых дужек pas d\'ane, отходящих от крестовины и направленных вниз к острию и сформировавшейся как боковое кольцо, соединяющее дужки pas d\'ane над клинком. Дужка отражения, отходящая от крестовины вверх, загибается к рукояти и доходит до ее головки, но не соединяется с ней. Черен рукояти «нимхи» массивный, с характерным «крюком» (hooked pommel) и углублением в нем для опоры мизинца. Ряд исследователей видят в очертаниях навершия стилизованную львиную голову.
Субъективно, такой массивный эфес придает оружию лучший баланс, а руке пользователя — большую защищенность. Можно сказать что в лице сабли-»нимха» мы имеем нетипичное для Востока оружие. Трудно определить, что вызвало его появление: потребность в нем, возникшая у марокканцев, при столкновениях с европейцами, или мода на него, сформировавшаяся под тем же европейским влиянием. И одно и другое равно важно в воинском быту, а быт марокканцев был и остается таковым. Если мужчина — воин, он носит оружие, если купец — сумку (шукара). Мальчик становится воином на седьмом-восьмом году жизни. Тогда он получает от отца оружие. Собственно костюмное оружие, вошедшее в повсеместное употребление уже при французском протекторате, после запрета носить ружья (мкухла), представляет собой обоюдоострый кинжал, именуемый «кумия».
К сожалению, какие-либо пояснения происхождения понятия «нимха» автору неизвестны. Европейские авторы середины XIX ст. именуют данное оружие «мавританская сабля» или «мавританский меч» — по причине относительной прямизны клинка. Можно предположить, что название «нимха» было перенято европейцами довольно случайно.
Не менее сложно определить, как рано сформировался данный тип оправы. В нашем распоряжении только точка отсчета нашей будущей хронологии. «Ослиная подкова» в оправе марокканских сабель является очевидным заимствованием. Поэтому, она не могла появиться раньше, чем в итальянском и испанском оружии. В интересующей нас форме pas d\'ane появляется в европейском оружии к началу XVI ст. Это время оживленного «культурного» обмена (в форме войны, между Европой и Магрибом).
Выгоднейшее стратегическое положение Марокко, вдоль берегов которого пролегали торговые пути из Европы в Африку, Азию и Америку, уже на рубеже XV-XVI ст. вызывало обостренный интерес к этой стране в дипломатических и военных кругах Запада.
Истоки современной европейской литературы о странах Северной Африки восходят к знаменитому сочинению Хасана ибн Мухаммеда ал-Ваззана, известного в Европе как Лев Африканский — марокканца, захваченного корсарами и подаренного затем папе Льву X Медичи. Его описание Африки, впервые изданное в Венеции в 1550 г., до начала XIX ст. оставалось для читающих европейцев основным источником сведений о Магрибе.