| Содержание номера 

Меч "пата"


Основным символом воинской доблести и чести практически в любом регионе мира являлся меч. С ним было связано множество поверий, легенд, мифов. Такое отношение к мечу было и в Индии.

Предания гласят, что меч возник из светящегося небесного метеора, созданного богом Брахмой для победы над демонами-асурами.

Но легенды гласят также, что земная принцесса Джая («Победа») придумала способы применения и изготовления меча. Меч всегда был и оружием, и отличительным признаком статуса его владельца.

В сознании человека, обычно, при упоминании меча, возникает образ холодного оружия с прямым клинком, простой крестообразной гардой и рукоятью, закрепленной на хвостовике (черенке) клинка. Да, действительно, такое описание подходит к большинству из них, однако его нельзя применить к мечу, который индийцы называют пата (пуддха).

В Музее истории оружия представлен редкий образец этого оригинального оружия.

Клинок меча — прямой, обоюдоострый, с одним долом, — крепится заклепками между двумя пластинами к защитной чашке, внутри которой расположена поперечная рукоять. Эфес выполнен в виде полукруглой стальной рукавицы-наруча, оторочен фигурными ребрами жесткости, а также украшен рельефным и прорезным растительным орнаментом в виде многолепестковых цветов и листьев.

С внутренней стороны имеется подвижный металлический поясок для лучшей фиксации на предплечье.

Общая длина меча составляет 1220 мм, длина клинка — 885 мм, ширина у пяты — 40 мм. Ножны деревянные, покрытые материей черного цвета (см. фото 1-3). Согласно аукционному каталогу, пата датируется XVII в., и происходит из города Танджор, что на Юге Индии. Однако такая конструкция наиболее характерна для Северной и Западной Индии. В этом регионе также встречались пата с рукавицей скелетного типа, состоящей из металлических перекрещенных полос (рис. 1, №14, 15). Чашку пата иногда изготавливали в виде змеиной, рыбьей, драконьей головы или в форме мифического льва Яли (рис. 1, №13, 19).

Для Южной Индии характерны пата с плоской фигурной пластиной, защищающей тыльную часть руки или клинок с рукоятью в виде петли и небольшой плоской защитной пластины (рис. 2).

По своей конструкции меч пата напоминает кинжал катар. В экспозиции запорожского Музея истории оружия их несколько. Как и в мече пата, рукоять кинжалов перпендикулярна оси клинка. Стальной эфес п-образной формы также хорошо защищал руку воина, но только от боковых ударов (фото 5). Клинки прямые двухлезвийные, под треугольной формы с долами, ребрами жесткости и утолщенным острием, позволяющим пробивать кольчугу противника.

Были и другие разновидности катара, например, с двумя клинками на одной рукояти. Катар с пружинным зажимом посередине, разделявшим клинок на две части, раскрывался в ране подобно ножницам, разрывая ткани и внутренние органы. Катар с тремя неподвижными клинками и защитой для руки позволял наносить удары в трех направлениях. Встречались также катары с изогнутым, волнистым и пилообразным клинком разных размеров (рис. 3).

 | Содержание номера