С уклоном в философствование и в соавторстве с гуру от «маркетинга» определение стоимости товара будет выглядеть так: товар стоит столько, сколько за него готовы заплатить…
Это обнадеживающие по «глубокомысленности» для детей века маркетинга и весьма упрощенное для специалиста определение имеет место быть с той долей допущения, которая свойственна при упрощенном объяснении детям вещей сложных и требующих знаний. От него и будем «плясать» — не рассуждать же здесь о воспроизводстве рабочей силы, норме прибыли и о других аспектах разнообразных теорий управления обществом…
Любой товар стоит столько, сколько за него готовы заплатить — есть цена, желаемая продавцом, та или иная степень потребности в этом товаре у покупателя, соотнесенная с наличием у него финансовых средств, и… склонность к компромиссу у высоких договаривающихся сторон — покупателя и продавца. Ведь любая сделка купли-продажи — не что иное как достижение договоренности между продавцом и покупателем, та золотая середина, которая устраивает обе стороны.
Ну а поскольку любой нож такой же товар как все остальное, то и с ним дело обстоит точно также.
Любой нож стоит ровно столько, сколько потребитель готов за него заплатить. Однако попробуем расширить рамки нашего восприятия и коснуться некоторых нюансов (куда ж без них — «дьявол» кроется в деталях). Именно в этих нюансах и сосредоточена основная часть всяких «вкусняшек», формирующих стоимость ножа.
На стоимость ножа влияют:
— стоимость материалов, из которых изготовлен нож и аксессуары к нему;
— стоимость изготовления ножа, то есть стоимость обработки материалов — приведения их к соответствующей форме и состоянию;
— как правило, о стоимости разработки и патентирования не говорят, как не говорят и стоимости рабочей силы (куда входят и затраты на ее обучения впрямую — обучает фирма, или опосредованно — работник обучался «на свой кошт») в той или иной степени это «стоимость изготовления ножа»;
— не упоминают зачастую и о степени участия логистики и налогов в формировании стоимости ножа…
Парадоксально, но самая интеллектуальная часть работы по созданию ножа не является самой весомой составляющей его стоимости…
При внимательном подсчете составляющих стоимости ножа основными оказываются…
Затраты на маркетинг…
Привлечение известного дизайнера, создание истории «к ножу», формирование соответствующего информационного потока с организацией шумных всплесков интереса в соответствии с прямым или косвенным «участием» ножа в тех или иных событиях, вызвавших общественный интерес… В общем постоянная накачка денег в рекламу, рекламу, еще раз в рекламу… Рекламу бренда.
Процент за имя или бренд, естественно, должным образом «раскрученные», включенный в стоимость ножа, может составлять от 30 до 70 процентов. Естественно, что ножи производства других стран, попадающие на наш рынок, стоят еще дороже. Причин здесь несколько и жадность наших перепродавцов не является ключевой. Как правило, большую часть стоимости ножа на нашем внутреннем рынке составляют различные пошлины — то есть это деньги, которые продавец должен заплатить за «легализацию» ножей в Украине — таможенные пошлины, сборы, НДС, услуги по сертификации и все такое прочее.
Конечно, при современном развитии информационных технологий, практически у каждого есть возможность заказать понравившийся ему нож через интернет, но иногда это сродни покупке «кота в мешке» — и не столько из-за того, что продавец может оказаться непорядочным, сколько из-за того, что покупка нож совершается «вслепую». Этот касается в основном новых моделей, которые на вид интересны, но не были еще «проверены и обкатаны». Кроме того, есть шанс нарваться на подделку под брендовый нож. И тут непринципиально, качественная или некачественная подделка, сколько неприятен сам факт того, что вместо оригинального ножа получаешь подделку. Страховкой от такой неприятной ситуации может служить или соответствующая (оригинальный нож теоретически стоит значительно дороже подделки) цена, или проверенный интернет-магазин, который считает выше своего достоинства заниматься подобными продажами (потери репутации обходятся намного дороже финансовых). Именно поэтому стоит покупать у фирм, чья история или время существования не являются «однодневными» — через фирмы-однодневки реализуется основная масса подделок под бренды.
Что же касается авторских ножей, то есть ножей, выпускаемых мастерами-ножовщиками в частном порядке, необходимо рассмотреть две составляющие или особенности такого рода производств: есть мастера, изготавливающие ножи в единичных экземплярах (у них и стоимость соответствующая), а есть мастера, выпускающие ножи небольшими партиями или изготавливающие определенную модель под заказ. Естественно, что стоимость таких ножей будет выше серийных моделей. Самое интересное, иногда разница в цене между серийной и авторской работой может быть настолько несущественна, что отдаешь предпочтение именно авторским ножам (при условии равнозначности в материалах и качестве). Как правило, мастера-ножовщики формируют цену более адекватно, но не всегда. В целом, это можно выразить небольшой формулой: стоимость материалов плюс икс процентов. Именно этот икс включает в себя имя автора, стоимость работы и премию, который мастер хочет получить.