| Содержание номера 

Нож для города.


В номинации конкурса на самый древний инструмент человека нож я бы поставил на третье место – после «палки-копалки» и каменного «рубила-топора». Можно, в принципе, принять к рассмотрению и дубинку, но, по-моему, это все же больше оружие, чем инструмент. За многие тысячи лет нож, начиная с каменного скребка, изменился до неузнаваемости, но и условия жизни человека по сравнению с прошедшими веками также изрядно изменились. Особенно в городе. Стремительное развитие сервиса и бытовой техники в последнее время привело к тому, что для ножа в городе становится все меньше и меньше работы. Услужливость торговли, предлагающей уже нарезанный и расфасованный товар, изобилие различных «слайсеров», «миксеров» и прочих «блендеров» привели к тому, что среди горожан умение работать ножом (даже самым привычным кухонным) постепенно стало вырождаться. Определенный рост интереса к ножу в конце ХХ века положения не изменил, ибо затронул он очень узкий слой общества, для которого нож не столько инструмент, сколько символ и увлечение. И все же, по моему глубокому убеждению, нож во многом остается незаменимым. Даже в городе.

В специализированной прессе периодически появляются публикации, в которых приводятся все новые и новые аргументы в пользу наличия у горожанина ножа. Цитировать их я не стану, однако лично для меня нож, помимо того что является и символом, и увлечением, еще и надежный товарищ, который приходит на помощь в нужных ситуациях, а в остальное время остается «скромным», «тихим» и незаметным...

В этой связи часто возникает проблема выбора наиболее «правильного» ножа для города.

Для меня «правильный» городской нож – это многопредметный (вернее – несколько предметный) инструмент, способный выполнять те функции, которые лично мне могут понадобиться в повседневной деятельности. Причем я считаю, что «правильный» городской нож должен быть обязательно складным, ибо нескладной нож в современных городских условиях вызывает неоднозначную реакцию, и не только у простых обывателей.

«А что здесь искать? – резонно возразит читатель. – Ведь знаменитые швейцарские армейские «складники» способны помочь выполнить любую работу, и не только в городе».

Действительно, швейцарские фирмы Victorynox и Wenger выпускают десятки самых разнообразных моделей складных многопредметных ножей – на любой вкус, однако есть у них и недостаток: чтобы открыть Клинок, необходимо задействовать обе руки.

«И зачем это нужно, – может спросить мой оппонент, – открывать нож одной рукой?»

И на такое возражение можно найти ответ, ознакомившись с публикациями, в которых аргументировано доказывается, что именно в современных городских условиях и нужен «однорукий» Клинок, но, чтобы сэкономить место в журнале, я приведу только одну цитату – американца Джеймса Маттиса: «Складной нож с фиксирующимся клинком, который можно открыть одной рукой, – один из наиболее полезных универсальных инструментов вне зависимости от его владельца. Он пригодится молодому и пожилому, мужчине и женщине, правше и левше, домохозяйке и «крутому» профессионалу – в общем, любому представителю человечества, находящемуся в здравом уме и обладающему гражданскими правами. Нет других оправданий, кроме как ностальгии, продолжению производства ножей, которые нужно открывать обеими руками…».

Но именно изделие швейцарской фирмы Victorynox, причем созданное для специального применения (весьма далекого от городского повседневного), послужило мне первым «правильным» городским ножом, вернее приближающимся к таковому. Речь идет о знаменитом Victorynox PST (Pocket Service Tool – «Карманный служебный инструмент»), разработанном для полицейских, пожарных и других спасательных служб.

Учитывая экстремальный характер работы спасателей, фирма Victorynox в модели PST обеспечила возможность открывания клинка одной рукой при помощи специального отверстия, а остальные предметы-инструменты подобрала исходя из своего субъективного видения того, что необходимо спасателям. PST создан на базе «большой» (длина фиксирующегося клинка – 85 мм) модели «Трейлмастер». Клинок получил одностороннюю «стамесочную» комбинированную заточку – на 2/3 длины от острия выполнен серрейтор. Кроме клинка, среди инструментов ножа – пила по дереву, большая плоская отвертка, совмещенная с бутылочной открывалкой, малая плоская отвертка, совмещенная с консервным ножом, на спинке рукояти – шило, а там, где обычно располагается штопор – крестовая отвертка (более подробно о PST см. статью «Тактический швейцарец»: «Клинок» №2, 2003 г. – прим. ред.).

Основные особенности (чтобы не говорить – неудобства) применения PST в качестве ножа «на каждый день» связаны с серрейторной «стамесочной» заточкой – она менее пригодна в быту, чем обычная (универсальная) заточка. И набор инструментов нельзя назвать оптимальным – если за два года пилка мне понадобилась всего один раз, а крестовая отвертка – вообще ни разу, то об отсутствии штопора я сожалел неоднократно. Поскольку клипсой нож не оснащен, а для кармана он все-таки великоват, то носил я его в ножнах – горизонтальном фирменном чехле Victorynox. При ношении ножа весной и летом такой чехол меня вполне устраивал, а вот осенью и зимой он оказался не очень удобным...

 | Содержание номера