| Содержание номера 

К вопросу о ножах выживаня пилотов


К вопросу о ножах выживаня пилотов

История компактных наборов выживания НАЗ (носимый аварийный запас) началась сразу после появления первых средств спасения, начиная с привычного теперь уже парашюта. В мирное время основной задачей экипажа самолета, потерпевшего крушение, было выйти к населенному пункту. Но что делать, если самолет сбили за линией фронта?..

Заметив купол парашюта, к предполагаемому месту приземления выдвигается поисковая команда (своя или противника). И теперь задача пилота: уйти от чужих, дойти до своих. А из ресурсов стоило надеяться только на то, что было в карманах: пистолет, бензиновая зажигалка да перочинный ножик максимум. Поэтому пилоты старались взять с собой в кабину еще и «тревожный чемодан» с припасами: сухарями, шоколадом, консервами и фонариком. О каких-то стандартных наборах НАЗ довоенных времен особо ничего не известно, но, как минимум, нож и зажигалку пилоты старались всегда иметь при себе. Причем ножи, которые использовались пилотами, представляют наибольший интерес вследствие многообразия форм и моделей.

Наибольшее распространение указанно

е направление получило во второй половине XX века, хотя началось все еще до второй мировой войны.

Так, в 1934 году на снабжение летных экипажей ВВС США в тропиках в составе джунглевого спасательного комплекта (Kit, Jungle Emergency) попал мачетеподобный нож-боуи с клинком длиной 356 мм — Collins №18. Это мачете являлось частью спасательного набора для выживания пилотов, летавших над тропическими территориями. И, в принципе, это было логично, поскольку в условиях джунглей оптимальный инструмент — именно мачете.

Мачете Collins №18 оснащалось рукоятью из зеленого рога или черного композита. Ножны — из коричневой кожи. Модификации с черной рукоятью выпускались в годы второй мировой войны американскими компаниями Case, Western, Kinfolks, а также некоторыми австралийскими фирмами. Во время войны на Тихом океане мачете Collins №18 поставлялись также некоторым подразделениям флота, в частности морским пехотинцам.

Другое мачете, с модифицированным клинком в стиле «боуи», длиной 400 мм, с литой рукоятью из черного пластика с насечками, производилось с 1940 по 1945 гг. для ВВС США компанией Cruver Mgf. Co. из Чикаго. Для этих ножей использовались немаркированные клинки Collins №1253. Эти мачете ошибочно классифицируют как ножи O.S.S. (Бюро стратегических служб) или парашютистов.

Тем не менее, у летчиков столь крупногабаритные изделия вызывали существенные неудобства: нож пытались прикреплять на голень, носить на поясе, что часто мешало управлению самолетом и перемещению по узкой кабине со множеством выступающих элементов.

 | Содержание номера