| Содержание номера 

Штыки в НОАК


Китайские военные делают собственные выводы из опыта современных войн. Один из них — об актуальности ближнего боя и необходимости подготовки военнослужащих к нему, в том числе — и штыковому бою. «Для укрепления способности нашей армии к ближнему бою штыки и пистолеты необходимы», — такая статья появилась в 2012 г. на китайском военном форуме. И сама статья и обсуждение темы штыка на китайских форумах позволяют сделать интересные выводы, в частности о том, кого китайцы считают своим «вероятным противником»…

Штыки в ноак

Традиционно навязывание противнику ближнего боя, особенно ночью, всегда считалось важным тактическим козырем НОАК. Надо «решиться на кровавое нападение» — «при боеспособности наших военных в ночном ближнем бою противник дрожит от страха». В таком бою китайская пехота использовала автоматический огнь — ближе ста метров, затем — гранаты, и штыки. В Китае (КНР) к «ближнему бою» относят столкновения на дистанциях 20-40 м, на расстоянии броска гранаты, а к «рукопашному» — на дистанциях до 15 м, ближе дальности броска гранаты. Соответственно, на дистанциях 100-300 м предполагалось вести «прицельный» огонь в самозарядном режиме. Именно под такую концепцию был создан автоматический карабин Тип 63 — гибрид СКС и АК.

Оружие было оснащено игольчатым трехгранным штыком Тип 63, который был создан, по заказу китайских военных и завершил линейку моделей, начатую еще штыком Тип 53 — игольчатый четырехгранный неотъемный откидной (шарнирный) штык является копией советского обр. 1944 г. — общая длина — 387 мм, длина клинка — 311 мм. Штыки производили трех типов, в последней модификации фиксатор не имел кольца, надеваемого на дульную часть ствола, соединение с кольцом негативно влияло на бой оружия и от него отказались. Карабин Тип 53 производил арсенал в Чунцине — код на оружии «26», или «296», о производителе штыков можно только предполагать. Судя по тому, что в 2005 г. работник 296-го военного завода в Чунцине опубликовал работу о новой технологии термообработки штыков, их производили там же.

Советский карабин обр. 1944 г. широко использовался в Корейской войне 1950-1953 гг., в ходе которой китайские народные добровольцы совершенствовали тактику ночных атак и ближнего боя. Это было вынужденное решение, китайцам не хватало оружия, Поставки из ССР начались только к концу первого года войны. Поначалу полк штатной численностью 3000 человек, располагал не более, чем 800-1000-1400 ед. оружия, остальные были вооружены гранатами. Малую огневую мощь своих войск (соотношение в артиллерии 40 к 1 в пользу «войск ООН»), нехватку стрелкового оружия и недостаточное снабжение боеприпасами (40% от потребности), китайцы компенсировали ночными атаками и стремлением навязать противнику ближний бой. Обычным их тактическим приемом было обтекание позиций противника, атака избранных опорных пунктов: взводного — силами китайской роты, затем использование боевого порядка «волны цепей» и развитие успеха ударом в открывшийся фланг противника. Цена победы и собственные потери китайское командование особо не занимали.

 | Содержание номера