События Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов стали неотъемлемой частью истории Украины. Именно благодаря своевременному открытию общего доступа к ранее закрытому и недоступному информационному пространству, сейчас происходит обязательный процесс трансформационного переосмысления украинского измерения и понимания событий прошедшей отечественной войны. К сожалению, историография этого направления оказалась не очень насыщенной. Несмотря на громаднейшее количество научных трудов по данной тематике, четко бросается в глаза то, что большинство проблемных вопросов исследовались всего лишь поверхностно, а описание отдельных событий и фактов преподносилось слишком уж «по заказу» и гиперболизировано. Самое же главное, что большинство вопросов и проблем остается вообще неисследованными и это несмотря на то, что за ними стоят человеческие судьбы и жизни. Общеизвестно, что все пособия по тактике наступательной и оборонительной деятельности предусматривают «марш», «разведку», «маневр», «атаку переднего края противника» или «оборону своих позиций». Несмотря на вполне соответствующее тому времени развитие вооружения и техники и продуманность всех оборонительно-наступательных доктрин и приказов, во всех этих понятиях четко прослеживается человеческий фактор, без которого не обходится ни одно боевое сражение! И только мастерство, подготовленность командного состава показывало насколько скоротечным, затяжным и кровопролитным будет то или иное действие! От дистанции ведения боя тоже многое зависело. Примеров хватает. Если бросок в бой слабо вооруженного подразделения, необученного пополнения, еще хоть как-то можно оправдать безысходностью, острой необходимостью хоть на минуту остановить прорыв врага, или, на худой конец, грубейшей ошибкой недоученного командира, то чем можно оправдать решение отдельных генералов контратаковать отборным казачьим кавалерийским подразделением наступающие без прикрытия пехоты танки противника? Однозначно, что исходя из дистанции боя и характера его ведения, вытекают такие существенные понятия, как «непосредственное соприкосновение с противником», «ближний бой» и «рукопашная схватка». Многовековая история войн заставляла человечество разрабатывать определенные требования и производить такой вид оружия, который становился незаменимым спутником безопасной деятельности каждого человека, столкнувшегося со своим злейшим врагом «один на один» или «с глазу на глаз» несмотря на всю останавливающую мощь стрелково-артиллерийского оружия и различных фортификационных сооружений. Речь пойдет, конечно же, о ножах.
Небывалый разгул преступности в начале и средине 1930 гг. и осложнение общей оперативной обстановки во всех регионах вынудили правительство СССР существенно ужесточить нормы уголовного законодательства, регулирующие ношение, изготовление и оборот холодного оружия. В то время наиболее популярными в преступном мире были так называемые «финские ножи» или «финки». Следует отметить, что большинство этих ножей к финским имело лишь отдаленное отношение, а разрешение на их свободное скрытое ношение выдавалось непосредственно и только органами НКВД.
Как правило, это разрешение давалось исключительно сотрудникам самого НКВД и особам, к ним приближенным. Эти ножи не состояли на вооружении сотрудников, а выдавались им скорее как вещевое довольствие. За основу конструкции этого ножа разработчиками был взят прототип нескольких шведско-норвежских ножей, потому и получившего в дальнейшем название «Финка НКВД».
Иногда в разных исторических и архивных материалах можно встретить другое название — «Вачинская финка». Такое название произошло от названия Нижегородского города Вача, где на заводе «Труд» производился этот нож.
У этого красивого и изящного ножа рукоять изготавливалась в основном из пластика разных цветов, клинок имел значительную толщину — до 4 мм, небольшой по длине, узкий, с односторонней заточкой, с долом, жесткий. При этом он обеспечивал практически кинжальную пробиваемость. Нож имел двухстороннюю, S-образную гарду.
Ножны для ношения изготавливались только из кожи. Из его недостатков можно назвать относительно небольшие размеры, небольшую массу и то, что материал рукояти имел свойство раскалываться. С другой стороны, небольшие масса и размеры в отдельных ситуациях имели и свои положительные стороны.
Сразу после окончания Советско-финской войны 1939-1940 гг. («Зимняя война» — вооруженный конфликт между СССР и Финляндией), несмотря на подписание Московского мирного договора, в результате которого в составе СССР оказалась часть территории Финляндии, командование Красной армии постаралось как можно быстрее учесть боевой опыт этого военного конфликта.
Срочно были пересмотрены нормы снабжения военнослужащих, их вещевое и оружейное довольствие. Было принято решение для тех подразделений, где на стрелковом оружии не предусмотрено крепление штыка, а необходимость в нем есть, принять на вооружение дополнительно компактное режуще-колющее оружие. В результате этого в 1940 году на вооружение РККА был принят армейский нож «НА-40» (индекс ГРАУ: 6Х6).