| Содержание номера 

Как я рубил свободновисящий канат.


24 апреля сего года в Москве в рамках проводившейся очередной IX международной выставки «Клинок – традиции и современность» прошли открытые соревнования по рубке свободновисящего каната.

Этот увлекательный конкурс, родившийся в США, на протяжении многих лет приковывает к себе внимание ножевой общественности. Редко какая выставка, посвященная ножевой тематике, проходит без такого конкурса, вызывая огромный интерес участников и зрителей. Поэтому, как только я узнал о проведении подобного конкурса в рамках весеннего «Клинка» 2004 г., то решил принять в нем участвие.

Теперь немного об условиях проведения конкурса.

Конкурс заключался в рубке свободновисящего дюймового манильского каната. Участник, разрубивший один канат, затем должен был перерубить два каната, связанных вместе, три и так далее… Мировой рекорд рубки – 9 (девять!) канатов. Соревнования проводятся по олимпийской системе. Не смог разрубить очередной канат – пополняй ряды зрителей.

Требования, предъявляемые организаторами к ножу для участия в конкурсе, были достаточно «гуманными»: общая длина ножа – до 390 мм, длина клинка – до 250 мм, ширина клинка – до 50 мм, длина рукояти – до 140 мм, крепление клинка к рукояти – минимум одной заклепкой, наличие темляка из текстильного шнура. Материал клинка, его толщина, форма, вес, не оговариваются, что, естественно, дает определенный простор для полета фантазии мастеров, изготавливающих ножи для конкурса.

Как я уже говорил, желание участвовать в конкурсе появилось у меня сразу же после ознакомления с условиями его проведения. Участвовать в конкурсе я решил с кухонным ножом Boker Arbolito с клинком длиной 205 мм, выполненным из стали 440А. Естественно, можно было бы выбрать и какой-нибудь другой нож, но поскольку на конкурс предстояло ехать через «две границы» (то есть через два пограничных пункта), то решающим критерием стал неагрессивный вид «кухонника».

Перед конкурсом я приобрел 5 м пенькового каната и немного на нем потренировался... Следует отметить, что организация конкурса была на высоте. После первого перерубленного каната появилась небольшая уверенность в своих силах. Кроме этого, очень большую роль в моем участии в конкурсе сыграла поддержка, оказанная мне ножевой общественностью. Мои товарищи по «Первой русской конференции по холодному оружию» горячо поддержали мою скромную персону в желании участвовать в конкурсе. Честно говоря, это было здорово. Живой пример: в Москве незнакомый до этого человек подходит ко мне, знакомится и желает успеха в конкурсе. Приятно, что и говорить.

Как я уже упоминал, организация конкурса была на высоте, хотя имели место и небольшие неувязки, которые можно списать на большое количество заинтересовавшихся конкурсом зрителей. Запомнилась зрительница из первого ряда, которая обращалась к одному из конкурсантов:

– Отойдите, молодой человек, мне не видно ничего!

– Да куда я отойду, я в конкурсе участвую.

– Все равно, отойдите!

Участники конкурса стояли перед подиумом, на котором укреплена балка на двух опорах с канатом, который предстояло рубить. Участвовало в конкурсе 13 человек с разнообразнейшими ножами, а также «инструментами» для рубки (если можно так сказать) достаточно экзотичного вида. Описывать конкурс подробно я не возьмусь, остановлюсь только на наиболее запомнившихся моментах.

Самым ярким участником, безусловно, была Мария Архангельская – дочь известного мастера Л.Б. Архангельского. Мария выступала с клинком собственной работы и, хотя ей не удалось перерубить даже один канат, приз зрительских симпатий достался, безусловно, ей.

Большое впечатление произвел Алексей Шебеко, участвовавший в конкурсе со своим рабочим ножом, Клинок которого был совсем небольших размеров – примерно 120-130 мм. Алексей, за счет великолепной техники владения своим ножом, составил серьезную конкуренцию участникам, использовавшим клинки вдвое большей длины.

Достойно выступил Алексей Прянишников, для которого известный мастер Г.К. Прокопенков изготовил оригинальный рубящий инструмент из напильника. Алексей перерубил 3 каната. Не побоялся выступить с клинком собственной работы известный мастер И.Ю. Пампуха.

Запомнились мне и небольшие огрехи конкурса.

Так, Всеволод Сосков, клинки которого пользуются заслуженно высокой репутацией, применил темляк, конструкция которого не устроила организаторов. Для лучшей фиксации ножа в руке Всеволод примотал его рукоять к своей руке скотчем. Поскольку последовательная рубка каната заняла определенное время, кисть у Всеволода сильно затекла, что, на мой взгляд, и не позволило ему выступить лучше.

Василий Козлов, рубивший клинком из «волновой стали» работы Г.К. Прокопенкова, был, на мой взгляд, одним из фаворитов. Но, когда Василий готовился к рубке связки из 5 канатов, организаторы решили проверить, насколько правильно у него был надет темляк. В результате – потеря концентрации перед ударом и почетное третье место.

Даже победитель конкурса Андрей Стручков (с результатом 7 канатов) мог бы, наверное, перерубить и 8, если бы канаты были увязаны немного иначе.

Вообще, все участники конкурса – и те, которых я упомянул, и те, о которых не упомянул в этой короткой заметке, достойны внимания и уважения вне зависимости от продемонстрированных результатов. Тяжело быть первым в незнакомом деле и решиться выйти на подиум перед публикой. Люди, рискнувшие участвовать в этом, достойны уважения.

…Ваш покорный слуга остановился на одном перерубленном канате, руководствуясь принципом: «Главное не победа, а участие!» Хотя, вспоминая о том заряде адреналина, который я получил, участвуя в конкурсе, наверняка поеду в Москву осенью, чтобы выступить еще раз.

 | Содержание номера