День истины
Восьмого августа (21-го августа по новому стилю) 1914 г. у деревни Ярославице (сегодня в Золочевском р-не Львовской обл. Украина) произошел конный бой, считающийся крупнейшим кавалерийским столкновением Первой мировой войны.
Течение и результаты боя у Ярославиц интересны для любителей военной истории и холодного оружия, тем более что согласно тогдашним тактическим воззрениям как русская, так и австрийская кавалерия считались «сабельными», а все прочие — «огневыми».
Австрийская кавалерия в планах войны с Россией
Австрийская военная мысль приходила в себя после урока преподанного пруссаками довольно долго. Только к 1881 г. когда началось оперативное планирование войны с Россией на галийцийском театре военных действий (в чем Россия тоже не отставала), значение кавалерии как средства прикрытия развертывания войск было оценено должным образом.
С этой целью с 1883 г. начали формироваться самостоятельные штабы кавалерийских дивизий. Всего в Галиции к началу войны было сосредоточено 5 кавалерийских дивизий. Штаб интересующей нас 4-й кавалерийской дивизии размещался в Лемберге (Львове).
В ее состав входили: 9-й драгунский полк — место дислокации — Броды и Каменка, запасной (Depot) эскадрон — Коломыя, 13-й уланский полк — Золочев, Зборов, 15-й драгунский — Жолква, 1-й уланский — Львов, Великие Мосты. К началу войны дивизией командовал генерал-майор Эдмунд фон Заремба.
По плану «А» — войны с Сербией и Россией, задачей 4-й кавдивизии было прикрытие развертывания 3-й австро-венгерской армии, также выяснение сил и расположения русских войск. Надо сказать, что оперативные планы австрийской кавалерии в Галиции весьма интересовали русскую разведку. Так, в 1903 г. был совершен взлом в штабе кавдивизии в Станиславе, откуда похитили мобилизационную инструкцию, и шифр мирного времени.
6-го августа 1914 г. Австро-Венгрия объявила войну России. 15-го августа части австрийской кавалерии в Галиции перешли российскую границу. Событием первых дней войны стал успешный набег австрийской конницы на Каменец-Подольский, на крайнем правом (для русских — левом) фланге «галицийского театра».
Однако австрийская разведка, в том числе кавалерийская, прозевала выход 8-й русской армии генерала Брусилова из ее расположения под Проскуровым (Хмельницкий). Именно перед ней отсутствовали сколько-нибудь крупные австрийские силы. По плану «А» там должна была развертываться 2-я армия, но в действие первоначально вступил план войны против Сербии «Б» и армия сосредотачивалась под Белградом… Позже потеря австрийской конницей «разведывательной мощи» была расценена как причина возникновения «больших затруднений» в начальный период войны (Дипломатичное определение потери Галиции вплоть до Карпат!) Командованием фронта из Перемышля был отдан приказ на большое наступление, которое должно было начаться 22 августа на Люблин и Холм.
…и русская в планах войны с Австро-Венгрией
С начала 1880 гг. в рамках оперативного планирования войны с Австро-Венгрией и Германией в России стали уделять большое внимание концепции «стратегической конницы». С началом войны та должна была перейти в глубокий рейд на территорию противника с тем, чтобы затруднить его мобилизацию и оперативное развертывание. Для разрушения железных дорог конницу даже оснастили саперным имуществом.
В меру развития средств ведения войны и ускорения мобилизационного развертывания армий задачей кавалерии стало прикрытие сосредоточения и развертывание русских войск, а также выяснение сил и расположения австрийцев в ходе наступления в пределах Австрии. Срок боевой готовности конницы в пограничных военных округах измерялся шестью часами.
К 1914 г. на границах Галиции только в Киевском военном округе были размещены 5 кавалерийских дивизий и 2 казачьих. Интересующая нас 10-я кавалерийская дивизия была единственной, расположенной на Левобережной Украине. Она входила в состав войск X армейского корпуса. Ее штаб располагался в Харькове по ул. Петинской (сегодня — ул. Плехановская), полки: 10-й гусарский Ингерманландский великого герцога Саксен-Веймарского — в Чугуеве, 10-й драгунский Новогородский герцога Вюртембергского — в Сумах, 10-й уланский Одесский — в Ахтырке. Согласно организационной схеме русских кавдивизий четвертым полком был казачий, в нашем случае — 1-й Оренбургский Его Императорского Высочества Наследника-Цесаревича полк — в Харькове. Командир (тогда в русской армии говорили — начальник) дивизии генерал-лейтенант граф Келлер считался выдающимся кавалерийским начальником.
В ночь с 17 на 18 июля (по старому стилю) дивизия была направлена на границу с Австрией. 3-го августа (16 августа по новому стилю) дивизия выступила на город Збараж. После боев под Збаражем дивизия была спешно переброшена с Тарнопольского направления на Золочевское для решительных действий. Она составляла передовую конницу 3-й армии генерала Рузского, наступавшей на Ярослав и Львов.