| Содержание номера 

Andre Renaud


Из всех мастеров-ножовщикова, о которых рассказывалось на страницах журнала Андре Рено, наверно, один из самых необычных. Начать хотя бы с того, что Андре Рено профессиональный повар — то есть человек, который каждый день использует в своей работе нож. Следовательно, понимание ножа и того каким он должен быть у человека есть.

Во-вторых, Андре Рено долгое время занимается единоборствами и ножевым боем, соответственно эта практика также внесла свою лепту в понимание концепции ножа как такого.

В-третьих, и с моей точки зрения это наиболее интересно, Андре Рено через некоторое время пришел к тому, что начал сам заниматься изготовлением ножей. Очевидно, у него появились особые требования или свои видения в концепции ножа, которые он захотел реализовать и опробовать на практике.

В-четвертых — Андре Рено разработал собственную концепцию, которой старается следовать при создании своих ножей.

А то, что у него есть свой круг клиентов, свидетельствует о том, что его идеи находят понимание и отклик среди любителей клинковых изделий. Итак, знакомьтесь — Андре Рено — канадский мастер-ножовщик, шеф-повар, боец и… философ.

Andre Renaud

1. Расскажите, пожалуйста, как Вы пришли к изготовлению ножей? С чего началось это увлечение?

Мой путь к созданию ножей был не прямой. Пришел я к ножевому делу окольным путем и путь этот был долгим и тернистым. Я занимаюсь единоборствами и работаю шеф-поваром. И тем и другим я занимаюсь уже достаточно длительное время. В течение многих лет я стараюсь совершенствовать свои навыки как в единоборствах, так и в поварском искусстве. Через некоторое время я начал практиковаться в ножевом бое. И вот тогда я понял, что представленные на рынке клинковые изделия не соответствуют требованиям, которые я предъявляю к боевым ножам. Вот так и появилось это увлечение. Правда, с оглядкой на весь проделанный путь я могу сказать и по-другому — к идее создания ножей я пришел естественным путем. В один прекрасный день я нашел, если можно так выразиться, свой путь. Первый, сделанный мною нож был достаточно грубым, но преисполненным природного натуризма. И именно такую концепцию я выбрал для создания своих ножей. Идея природного натуризма — основополагающий элемент, стержень, на котором и держится концепция моих ножей. И пусть они несколько грубы и в них отсутствуют элегантные и идеальные формы, зато будет максимум практичности.

Andre Renaud

2. Является ли изготовление ножей Вашей основной работой? С какого момента Вы занялись изготовлением ножей профессионально?

Нет. Моя основная работа совсем другая. Я повар по профессии, работающий в кухне в течение 28 лет. Я предпочитаю готовить по восемь часов в день. При этом у меня всегда в руках нож — нож шеф-повара или какие-либо другие ножи в зависимости от работы, которую необходимо выполнить. Также некоторое время я работал в сфере обеспечения безопасности. И, как говорил выше, у меня есть четкое понимание того, каким должен быть нож. Для кухни это один, для ножевого боя другой. Понятно, что на кухонных ножах можно устраивать поединки, а боевым ножом приготовить салат, но будет ли вполне удобно выполнять эту работу ножом, который для нее не приспособлен или приспособлен мало? Мне кажется, что нет. Для меня как человека, который большую часть времени проводит с ножом в руках, практичность превыше всего. Функциональность и практичность.

3. Какие материалы и технологические приемы Вы используете при изготовлении своих ножей? Каким материалам отдаете предпочтение? Чем определяется Ваш выбор материалов?

Как я уже упоминал — в каждый свой нож я вкладываю принцип природного натуризма. Каждый нож должен четко соответствовать предъявляемым к нему требованиям и справляться с возложенными на него задачами. И пусть мои ножи выглядят не так традиционно и не соответствуют представлениям большинства людей о ноже, но это мое видение. Это мой подход к решению поставленных передо мной задач. Хорошо это или плохо? Практически все мои клиенты достаточно уникальные и интересные люди, которые хотят получить уникальный продукт. Мой подход к изготовлению ножей позволяет мне это сделать. Как результат — клиенты получают именно то, что хотели.

Что касается материалов. В основном я занимаюсь «вторичной переработкой стали», то есть изготавливаю клинки моих ножей из рессор и других металлических изделий. Основное предпочтение отдаю стали О1. С этой инструментальной сталью мне нравится больше всего работать.

Состав стали О1(%):

C. — 0,95

Mn. — 1.25

Cr. — 0,50

W. — 0,.50

V. — 0,20

Что касается материалов для рукоятей, то в основном я использую или олений рог, или паракорд. И если олений рог точно соответствует принципам природного натуризма, то выбор паракорда обусловлен максимальной практичностью.

Andre Renaud

4. Какие материалы Вы считаете наиболее перспективными и планируете использовать в своих изделиях?

Инструментальная сталь O1 достаточно легко поддается обработке (ковка и закалка), а также имеет прогнозируемый и, самое главное, доказанный результат. Я знаю, чего от нее ждать, как она себя поведет, каков будет результат при соблюдении технологического процесса работы с этой сталью. В настоящее время работа с теми материалами, которые я использую, меня полностью устраивает.

Но весьма возможно, что через некоторое время я стану использовать и другие материалы как при изготовлении клинков, так и при изготовлении рукоятей.

5. Есть ли у вас специальная программа «обязательного тестирования» для нового ножа? Как выглядит этот набор тестов?

Я беру свои ножи на «полевые выходы», где «прогоняю» их через ряд необходимых работ, именно тех, которые в дальнейшем будут выполняться с их помощью. Это условно можно назвать некоторым подобием аккредитации. Если нож справляется со всей возложенной на него работой — хорошо. Если нет — переделка. Как ни странно, но мои ножи всегда эволюционируют.

6. По географии заказов, где работают ножи?

К сожалению, мои ножи не разъехались широко по миру — в основном я работаю на локальный рынок. Конечно же, мне бы хотелось, чтобы мои ножи заказывали люди из разных уголков земного шара. Но, тем не менее, люди, которые заказывают у меня ножи, едут с ними в разные части Канады или мира.

Если провести анализ моих клиентов, то можно выделить такие группы:

— женщины, предпочитающие аутдор-жизнь;

— люди, работающие в области обеспечения правопорядка и безопасности;

— военнослужащие.

Большинство из этих людей, как правило, ставят практичность и функциональность ножей намного выше эстетики. Для них главное надежность, чтобы нож не подвел в нужный момент, чтобы он сделал все, что от него потребуется. А еще большинство из них требует некоей уникальности, желает, чтобы нож был не только верным и надежным помощником.

7. В последнее время в ряде стран происходит определенное ужесточение требований к разрешенным для постоянного ношения ножам. Как Вы относитесь к этому?

Я делаю ножи для людей, которые нуждаются в них, таким образом, лично я, считаю, что если страна хочет ограничить владение людей ножами, то она накладывает много ограничений на некоторые профессии, в которых нож просто необходим. Плотникам нужны ножи. Людям, проводящим время на природе, тоже нужны ножи. Ограничение свобод и прав людей — это всегда плохо. В конце концов, убивает людей не нож или пистолет.

Andre Renaud

8. Имеется ли у Вас личный любимец среди ножей? С чем это связано?

Мой любимый нож — это Vendigo. Я надеюсь, что этот нож любим и моими клиентами. Я стараюсь делать ножи так, чтобы в них была некая магия, чтобы потом эта магия стала частью пользователей ножа.

Чем для меня уникален этот нож? В мифах индейцев Северной Америки упоминаются персонажи — вендиго — лесные духи, черпающие силы в природе. Так и мой любимый нож — создан на основе аутдорного опыта. То есть можно сказать, что при создании этого ножа, я также заимствовал идеи от природы.

В качестве заключения

Работы Андре Рено напомнили мне нож, который в фильме «Загнанный» делает Бенисио Дель Торо. Такие же грубые (я бы даже сказал, брутальные) формы, использование подручных материалов, максимальная практичность и функциональность, в жертву которым принесены изящество и элегантность линий, но при этом ему присущ некий природный магнетизм. Перед написанием статьи я показал фотографии ножей Андре Рено нескольким людям. Некоторые из них очень далеки от ножевой тематики, а некоторые, что называется в теме. И те и другие в один голос сказали, что ножи Андре Рено интересны и о них стоит написать. Лично у меня нет однозначного мнения. Да, ножи Андре Рено выпадают из привычной картинки мира о том, каким должен быть нож и его внешний вид.

 | Содержание номера