В данной статье пойдет речь о мастере-ножовщие Jot Singh Khalsa.
Он американец, но исповедует сикхизм. Вот что говорит о сикхах энциклопедия: «Сикхи (на языке хинди «сикх» — «ученик») — народ, проживающий в Индии; последователи сикхизма.
В национальном составе сикхов преобладают пенджабцы — жители индийского штата Пенджаб. Также сикхи живут в странах Юго-Восточной Азии, Африки, на острове Фиджи, в Великобритании, преимущественно в крупных городах.
Общая численность народа достигает более чем 20 млн. человек. Говорят на языке пенджаби индоарийской группы индоевропейской семьи. Религия сикхов — сикхизм — самостоятельная религия, возникшая в среде индуизма и ислама, но не похожая на другие религии и не признающая преемственности».
Вот что мастер говорит о себе. Меня зовут Jot (произносится Jote) Singh Khalsa. С 1978 года я начал делать различные виды ножей и холодного оружия для энтузиастов и коллекционеров во всем мире. Мои ножи и мечи были показаны на обложках книг и журналов, в музейных экспозициях. В различных печатных изданиях информация обо мне и моих работах была опубликована на семи языках. Мои работы были признаны победителями и заслужили самые хвалебные отзывы на различных ножевых выставках и шоу, как в США, так и в Европе. Я вырос в Бостоне, США. Сейчас вместе с женой мы живем в городе Миллис, штат Массачусетс США (около 50 минут езды к юго-западу от Бостона). Там же расположены наши мастерская и магазин. Все это благодаря прекрасной духовной общине в этом городе. Здесь же мы проводим занятия по йоге и медитации, целительству, гуманологии и многому другому. Я и моя жена стали частью этого сообщества в 1980 году. В течение шести лет, начиная с 1972 года, я интенсивно практиковался в ювелирном деле и кузнечном мастерстве в Государственном университете штата Нью-Йорк в New Paltz. Там я научился создавать серебряные и золотые ювелирные изделия и различные украшения. Вскоре после этого я посетил первое в Нью-Йорке Knife Show. Под огромным впечатлением от увиденного на этом шоу, я сказал себе: «Я могу это сделать!» Так начался мой путь ножевого мастера. КирпанМне очень нравится проектирование ножей и холодного оружия, отладка тонкой механики складных ножей. А еще мне очень нравится работать над единственным в своем роде кинжалом — Kirpan. Меня увлекает процесс выбора материалов, которые смогут наилучшим образом подойти для изготовления той или иной части ножа или меча, а также и решение других вопросов, возникающих при проектировании или изготовлении ножа — сопоставление различных цветов и форм рукояти, использование различных элементов и материалов для декора, получение узорчатой дамасской стали. Очень приятно сознавать: то, над чем ты трудился несколько часов, дней или месяцев, постепенно превращается в законченной изделие, которое нравится другим и, конечно, тебе самому. Я сделал мой первый нож в SUNY College в New Paltz, штат Нью-Йорк, в 1977 году. Этот первый нож был более декоративным, чем практичным и функциональным. Но в процессе его ковки во мне проснулось желание совершенствовать искусство создания ножей и другого холодного оружия. Я разыскивал опытных кузнецов и мастеров-ножовщиков по всей территории США, чтобы узнать подробнее о шлифовке и ковке, лучших сталях и их термической обработке, а также получить информацию о ножах и мечах, начиная от момента их конструирования и дизайна заканчивая их производством. Достаточно быстро я получил навыки и опыт, необходимые чтобы стать членом Knifemakers’ Guild (Гильдии мастеров-ножовщиков). Мне нравится создавать ножи, мечи и кирпаны. Этим я и занимаюсь с 1978 года. Символические кирпаны, которые друзья привозили или заказывали в Индии, были невысокого качества. Просьбы моих друзей-сикхов подвигли меня к созданию кирпанов, а также к приобретению определенных навыков, знаний и техник, без которых нельзя создать настоящий кирпан. Kirpan (или Kir Pahn) буквально означает «рука милосердия.» Слово кирпан происходит от пенджабского слова «нож» или «кинжал», что ассоциируется с философией уважительного отношения к боевым искусствам и оружию. Кирпан стоит рассматривать, в первую очередь, не как средство агрессии, а как средство защиты. Это связано с многолетним религиозным гнетом коренного населения Индии и сикхи были вынуждены взяться за оружие для защиты угнетенных. На протяжении десятилетий сикхи всего мира просили меня, чтобы я сделал красивый и практичный кирпан, которым бы они могли с гордостью владеть им. Мы усердно работали на протяжении почти трех над этой проблемой и считаем, что сделали один из лучших кирпанов, которые когда-либо существовали. Наши кирпаны полностью ручной работы. Мои ножи часто показывают на различных ножевых выставках — многие знают меня как «парень в белом, в чалме». За последние семнадцать лет я мне удалось создать несколько весьма незаурядных ножей, мечей и кирпанов. На некоторых из них изображены персонажи и события, связанные с историей сикхов. Некоторые из этих проектов появились благодаря вдохновению Сири Сингх Сахиба и Йоги Бхаджана. Серию Legacy я начал с создания кинжала «Sikh Dharma Dagger» в 1992 году и продолжил мечом «The Sword of Baisakhi» в 1999 году. А в 2002 году я сделал меч «The Sword of the Siri Singh Sahib». Является ли изготовление ножей Вашей основной работой? Если да, с какого момента Вы занялись изготовлением ножей профессионально? Профессионально — с 1978 года. С этого момента изготовление ножей и другого холодного оружия является моей основной работой. Я также участвую в разработке ювелирного дизайна. Какие материалы и технологические приемы Вы используете при изготовлении своих ножей? Каким материалам отдаете предпочтение? Чем определяется Ваш выбор материалов? Шестнадцать лет назад я пробовал сам ковать дамаск. Тогда я решил, что мне не нравится то, что я сделал, и я теперь полагаюсь на других кузнецов, которые куют дамаск профессионально. По материалам для клинков: что сейчас используется? Сейчас использую в основном дамастил — дамаск из нержавеющей стали и работаю с ним уже около шестнадцати лет. Домастил, который я сегодня использую изготовлен такими мастерами-кузнецами как Robert Eggerling, Devin or Rob Thomas, and Mike Norris. Каждый из них является новатором в этом деле и высоким профессионалом. По материалам для рукоятей: что сейчас используется? За время своей работы я использовал много различных минералов для изготовления рукоятей и ножен. Реже использовал дерево. Я часто сочетаю драгоценные металлы и драгоценные камни. Мне нравится сочетание натуральных материалов с драгоценными или полудрагоценными камнями. Использование этих материалов требует специальных навыков и опыта работы. Наиболее часто использую нефрит, яшму и агат. Также не отказываюсь от использования Sugilite, лазурита и бирюзы или других красивых и довольно редких минералов. Часто на отделку рукояти идет натуральный перламутр, морское ушко, древние предметы из слоновой кости (в связи с запретом на экспорт слоновой кости — хотя до запрета у меня были прямые контракты на поставку). Что определяет Ваш выбор материалов для изготовления ножей? Чаще всего клиент, который размещает заказ, а также мои собственные предпочтения для создания успешного произведения искусства. Мой стиль оригинален и часто сочетает в себе классические и современные веяния, тенденции и мотивы. Какие материалы Вы считаете наиболее перспективными и планируете использовать в своих изделиях? Природные материалы с определенной степенью твердости. Они имеют бесконечное разнообразие цветов и рисунков. Какая сталь сегодня нравится больше всего? Почему? Дамаск из нержавеющей стали — много разновидностей и менее склонен к коррозии. Есть ли у Вас специальная программа «обязательного тестирования» для нового ножа? Как выглядит этот набор тестов? Нет. Как таковой программы тестирования у меня нет. Я качественно провожу термообработку, и это гарантирует надежную работу моих изделий. В своей деятельности Вы добились определенных успехов. Какова география заказов? Владельцы моих изделий — прежде всего успешные деловые люди, среди которых есть и сикхи, расселившиеся по всему миру. Кто из знаменитостей или известных людей пользуется Вашими ножами? Есть ли у них какие либо специальные требования и пожелания к ножам и их дизайну? С кем из знаменитостей работается легче всего, а с кем труднее? Не знаю. В настоящее время я очень часто создаю мечи, на которых люди просят разместить какие-либо знаковые события из истории их семей или выдающихся родственников. Это делается для того, чтобы оружие переходило по наследству и вдохновляло будущие поколения этих семей. Сотрудничаете ли Вы с другими мастерами-ножовщиками? С какими? Чьи работы для Вас как мастера-ножовщика и дизайнера наиболее интересны? Я сотрудничаю регулярно с гравером и резчиком по камню Julie Warenski-Erickson и гравером Tim Adlam. В последнее время в ряде стран происходит определенное ужесточение требований к разрешенным для постоянного ношения ножей. Как Вы относитесь к этому? Очень жаль, что возникает необходимость держать общественность под контролем. Какие из Ваших ножей являются бестселлерами? Как думаете, почему? Хорошо продуманные складные ножи для коллекционеров и мечи. А также кирпаны, ориентированные на рынок сикхов, т.е. на ту нишу, которую я культивирую. Есть ли любимец среди ножей? С чем это связано? Это большинство ножей, которые я создал за более чем 35 лет своей трудовой деятельности. Есть ли у Вас какая-либо интересная или необычная история, связанная с ножом? В 1999 году 400 западных сикхов вместе с моим учителем представили меч стоимостью порядка 300 тыс. дол. США. Этот меч, который я создал для храма Anandpur Sahib в Индии, в честь «Рождения Хальсы». Я проверяю его регулярно там, в Индии. Создание этого единственного в своем роде меча стало большой честью для меня. По новинкам в модельном ряду… Какие новинки ждать в ближайшее время? Высокое качество мечей, доступных по цене для сикхов и всех желающих. В настоящее время я создаю новый меч, участвующий в арт-проекте, посвященному орудиям труда и оружию. И, в заключение, традиционный вопрос — каковы Ваши ближайшие и долгосрочные творческие планы? Создание линейки более доступных, практичных и красивых складных ножей собственной конструкции с отличным качеством, великолепными формами и необычными материалами для декора рукояти. |