| Содержание номера 

Олег Лещук


Мастер Олег Лещук работает в Пирогово, мастерская «Свадар». Работы мастера вы можете увидеть на ближайшей выставке МАСТЕР Клинок 2012 — 28 марта-01 апреля 2012 года в выставочном центре ТПП Украины — организатор ООО «Редакция журнала «ОРУЖИЕ И ОХОТА».

1. Расскажите, как Вы пришли к изготовлению ножей? С чего началось увлечение ножами?

Путь к ножам был долгим и извилистым. Свой первый нож я сделал в 12-13 лет, под присмотром отца выточил «кухонник» из полосы 40Х13, пластмассовые белые накладки, и алюминиевые заклепки. Нож этот до сих пор на кухне служит. Во время учебы в университете примкнул к реконструкторскому движению, правда тогда это еще так не называлось. Прочитал статью в журнале «Юный Техник» о «Лаборатории исторического костюма» — мастерах, которые занимались восстановлением костюмов и доспехов различных эпох, в первую очередь для кинематографа, — загорелся идеей, нашел удивительных людей: Серафима Владимировича Собко (светлая ему память) и Юлиана Тихонова, они познакомили меня с удивительным миром древнего героического эпоса, так сказать, в лицах персонажей легенд, исторических романов, сказаний. Постепенно я увлекся изготовлением доспехов, средневекового оружия, начал интересоваться историческим фехтованием. Учеба на истфаке давала дополнительные возможности в поиске необходимых материалов. Мои поиски привели меня в кузню, где судьба свела меня с Богданом Поповым. Богда Попов открыл мне основы кузнечного мастерства, за что я ему бесконечно благодарен. Если у меня спрашивают, кто был моим учителем? Я называю двоих людей: Серафим Собко и Богдан Попов. Работа в кузнице меня очень увлекала, и я постепенно становился кузнецом — процесс этот продолжается и сейчас, приобретаются знания, накапливается опыт, отсеивается ненужное и ошибочное. Сейчас у меня своя мастерская, свой круг заказчиков, вырабатываются любимые формы и приемы в работе.

2. Является ли изготовление ножей Вашей основной работой?

С какого момента Вы занялись изготовлением ножей профессионально? Изготовление ножей постепенно становится одним из основных направлений моей деятельности, помимо художественной ковки и экспериментальной археологии.

3. Какие материалам для клинков Вы сейчас используете?

В своей работе я чаще всего использую стали, которые поддаются ковке, хотя ковать можно любую сталь, вопрос только, насколько ковкой можно улучшить качество исходного материала. Если называть основные марки, с которыми работаю — это У8а-У12а, Х12МФ. Большую часть ножей делаю из дамаска собственного производства, пробую изготавливать булат. Кроме названных материалов я иногда использую стали 95Х18, ШХ15, К110, ДИ90 и некоторые другие. Бытует мнение, и я его сторонник, что марка стали это вторично, а главное — искусность кузнеца, соблюдение режимов термообработки, грамотный строй клинка. Принципиально не использую «быстрорезы». Единственное их преимущество — сохранение твердости при нагреве — для клинка не имеет никакого значения, а вот хрупкость и твердость не добавит радости владельцу.

4. Какие материалы для рукоятей и ножен Вы сейчас используете?

Для рукоятей чаще всего использую древесину ценных и экзотических пород, различные капы, в меньшей степени лосиные и оленьи рога, из синтетических материалов — микарту. На проставки идут искусственные камни, вулканизированная фибра, цветные металлы, рог лося. В формах рукоятей придерживаюсь аскетической простоты и эргономичности, многое подчерпнуто из наследия предков. Для пращуров нож был не просто режущий инструмент, а главный друг и помощник в повседневной борьбе за выживание. Я провожу аналогию с известным афоризмом: «Нож — друг человека». Ножны как правило изготавливаются из формованной кожи, реже из дерева.

5. Чем и как определяется выбор материала?

Многое зависит от пожеланий заказчика, но бывают моменты, когда проще отказаться от работы чем вступать в конфликт с собственным видением будущего ножа. Для меня и моих коллег нож — кованый Клинок с прямыми от обуха спусками, хвостовой монтаж, деревянная рукоять, ножны из вощеной кожи. Все остальное — согласно художественному замыслу или желанию заказчика, чтобы придать единственный и неповторимый вид изделию.

2

6. В последнее время в ряде стран происходит определенное ужесточение требований к разрешенным для постоянного ношения ножам. Как Вы относитесь к этому?

Что касается общемировой тенденции ужесточения ножевого законодательства, мне многое не понятно. Ведь для человека, находящегося в конфликте с законом, как правило, все равно, с какой длинны клинка начинается холодное оружие. И печальная статистика свидетельствует, что чаще всего преступления совершают далеко не авторскими ножами, а чем под руки попадется. А лишать права законопослушного, дееспособного, адекватного гражданина на владение ножом, или даже длинноклинковым предметом как-то не конституционно, что ли, и идет в разрез с понятием свободы личности. Во все времена одним из основных прав свободного человека было право на владение оружием, чего напрочь были лишены рабы и «зависимые» категории людей. Хотелось бы увидеть от законодателей комплексного и более продуманного подхода к вопросам, связанным с производством и оборотом клинковой продукции. Положительным моментом нынешних ножевых дел в современной Украине считаю преодоление «совкового» стереотипа, будто изготовление ножей само по себе уже граничит с уголовным деянием, и если соблюдать нормированные законом параметры, можно спокойно заниматься любимым делом.

 | Содержание номера