В пасхальные праздники, 22-23 апреля сего года, в Кривом Роге прошел семинар по Инаян-эскрима.
Инаян-эскрима — филиппинское направление боевых искусств, которые становятся все более популярным как в Европе вообще, так и в нашей стране, в частности.
Эскрима — одно из названий боевых искусств, применяемых на Филиппинах, что в переводе обозначает «схватка». Первое же слово названия стиля происходит от имени Майка Инэя, человека, этот самый стиль и создавшего.
Майк Инэй довольно известен в кругу специалистов боевых искусств. В разное время он обучался у трех грандмастеров — у Анжело Кабалеса серрада эскрима, у Лео Жирона Жирона эскрима, в частности стиль ларго мано, и у Макса Сармиенто — кадено де мано.
Интересно, что А. Кабаллес и Л.Жирон друг друга терпеть не могли, поскольку исповедовали совершенно различные, во многом противоречивые друг другу, концепции ведения боя. Серрада эскрима — стиль боя, в котором боец стремиться оказаться на небольшой дистанции, что отражается даже в названии системы (серрада переводится как «близко» или «закрытый»). Напротив, Ларго мано рассчитан на работу с дальней дистанции. Когда А. Кабаллес узнал, что Инэй посещает тренировки по Ларго мано, он запретил своему ученику заниматься у Жирона. Несмотря на то, что Л. Жирон официально не признавал Инэя «своим» учеником, последний ввел Ларго мано в свою систему как одну из основополагающих концепций. Правда, ревнители «чистоты» стиля тут же обвинили Инэя в искажении первоначальной концепции каждого из направлений, в котором он обучался. Собственно, подобные обвинения и послужили поводом для создания отдельной системы. Однако Инэй постарался оставить все три базовых стиля неизменными, а не делать на их базе «новодельный винегрет», как это сейчас модно. Таким образом, в каждом разделе Инаян имеются свои углы атаки, свои предпочтения в работе и своя тактика.
Как сочетаются три разнообразные концепции в рамках одного стиля? При рассуждениях на эту тему следует исходить из того, что плохих техник просто нет. Есть такие, что применяются не вовремя и не к месту.
Выбор той или иной манеры ведения боя зависит от трех составляющих.
Во-первых, это сам боец, — учитываются его кондиции, вооружение и цели, которые он хочет достичь в бою.
Во-вторых, вражеские силы — количество противников, их вооружение и замыслы.
Наконец, требуется учитывать окружающую обстановку. К примеру, пересеченная местность и ограниченное пространство (характерные для урбанизированной среды) могут сильно затруднить перемещения. Это сделает невозможным ведения боя с дальней дистанции, то есть применение ларго мано.
И таких примеров довольно много.
В 2000 году М. Инэй умер, оставив после себя довольно стройную систему Инаян-эскримы. Множество учеников продолжили развивать это направление боевых искусств. Поскольку стиль показался интересным, Чертковым А.Г. для поведения семинара в Украину был приглашен Эмануил Харт, один из ближайших учеников мастера.
История Харта
По словам самого Э. Харта, он был «трудным» ребенком и с 13 лет уже состоял в одной из многочисленных подростковых банд. Один из старших братьев работал вместе с Майком Инэем, и предложил Эмануилу заниматься боевыми искусствами. Хотя филиппинские стили тогда еще не достигли нынешней популярности, Харт очень заинтересовался Инян-эскрима. А когда обстановка в родном доме стала совсем невыносимой и парень оказался на улице, мастер Инэй забрал его к себе.
Ныне Харт имеет титул Суро. По сложившейся традиции, после смерти мастера образуется определенная «линия передачи» стиля. Первые места в этой линии Инаян-эскримы занимают дети Инэя — сын и дочь. Третим идет Эмануил Харт, никак не родственник, и даже не филиппинец.
Вот такая история, вполне в духе боевиков «про каратэ».
Поскольку Инаян-эскрима является прикладным стилем, Харт на практике выработал свое понимание сути боевых искусств этого направления.
Основной идеей подготовки к настоящему бою является получение преимущества. Даже в современной войне солдаты стараются выбрать самое мощное и дальнобойное оружие из имеющегося. Точно так же поступали жители Филиппин, обучаясь прежде всего использованию оружия и только потом борьбе «голыми руками».
В этой связи Харт даже упомянул очень модный ныне керамбит. Такой нож с маленьким лезвием и необычной формой — плохой выбор для дуэльной ситуации, он «не пляшет» против обычного клинка в открытом бою. Зато его легко спрятать за широким поясом, а потом внезапно ударить во время потасовки. Хорош такой нож и для женщин, которые без оружия вряд ли смогут отбиться от мужчин.
Даже когда американцы запрещали бои на палках и предложили более цивилизованный бокс, местные жители тут же его дополнили захватами, бросками, ударами головой, локтями, и коленями. Получившийся «грязный» бокс не имел своей целью победить противника, но искалечить или убить последнего. Такой жестокий, но эффективный подход к делу характерен и для «рукопашки», и для техник боя с оружием.
Концепция ножа
Поскольку в рамках статьи сложно даже в общих чертах описать нюансы работы с оружием Инаян-эскримы, я постараюсь остановиться на некоторых моментах выбора и ношения самого распространенного ныне вида холодного оружия — ножа, как об этом высказался Суро.
Живя в США, Харт на протяжении 20 лет ежедневно носил с собой клинковое оружие, и имеет довольно интересный взгляд на этот аспект самообороны. Суро заметил, что идя в настоящий бой, лучше иметь при себе оружие с клинком длиной около 30 см. Таким большим ножом можно эффективно орудовать на дальней дистанции, используя мощные режущие и рубящие движения, а также надежно блокировать удары оружия противника, даже если это увесистая палка. Классический пример подобного ножа — филиппинский боло.
Увы, в городской среде такую габаритную штуку носить не сподручно, да и полиция лишние вопросы задает. Здесь в основном в качестве оружия самообороны используются ножи небольших габаритов с лезвием длиной от 10 сантиметров. Нескладные варианты имеют определенное преимущество — они, как правило, более надежные, при отражении внезапного нападения не нужно судорожно пытаться раскрыть нож. И все же большинство людей носит ножи со складным лезвием, они более компактные и не такие «криминальные» в глазах окружающих.
Что касается моделей, то в свой первый приезд Суро носил с собой мульти-тул типа Leatherman Charge AL. В сложенном положении такой «инструмент» по габаритам схож с ладонной палочкой «дуло-дуло», традиционным оружием филиппинцев. А Клинок с отверстием можно раскрыть очень быстро и одной рукой, что немаловажно. Вообще Харт нашел отличной идеей складные ножи с отверстием в клинке или со штифтом, они максимально подходят в качестве оружия самообороны в городе. Похвалил он и ножи с инерционным раскрыванием, когда короткий взмах кисти «выщелкивает» Клинок в боевое положение.
Не менее важным, чем выбор конкретной модели оружия, является и расположение его на одежде — необходимо, с одной стороны, обеспечить скрытность ношения, а с другой — удобство и скорость извлечения. По мнению Харта, если вашей жизни может угрожать опасность, следует носить не менее трех ножей сразу. Он рассказал, что некоторые его знакомые носили до 7 клинков!
Основная идея здесь заключается в следующем: необходимо быть готовым к любой ситуации.
Скажем, если вы носите нож в манере, называемой appendix carry (то есть — на поясе справа), то это отличный выбор для извлечения оружия стоя. Но если в момент нападения вы сидите, то вряд ли сможете оперативно извлечь Клинок. Значит, второй нож лучше держать в заднем кармане брюк. То же касается и извлечения оружия «слабой» рукой. Кто сказал, что в самом начале схватки ведущая рука не может быть захвачена или повреждена оппонентом? Придется доставать оружие рукой левой и делать это очень быстро. Когда на вас одета теплая зимняя куртка с длинными полами, она делает недоступной оружие на поясе. И если времени или возможности перекладывать оружие нет, придется носить какой-то нож на верхней одежде, а какой-то — на поясе.
Наконец, скрытое ношение ножей.
В данном случае просто напрашивается аналогия с пистолетами типа backup. Это карманные пистолеты, зачастую маломощные, но очень компактные. В Америке их в шутку называют оружием для стрельбы через обеденный стол. Вот и ножи типа Cold Steel Urban Pal или CRKT Bear Claw боевыми клинками никак не назовешь. Однако в силу небольших габаритов могут быть спрятаны в рукаве, ботинке или на шее. Кстати сказать, на семинаре по Filipino combat system, который прошел в марте 2011 года во Львове, я заметил у инструкторов, проводивших данное мероприятие, маленькие «когти» в ножнах на шее. Здоровенные мужики под 100 кг живого веса, один — инструктор спецназа, второй — телохранитель и чемпион Словакии по тайбоксу, оба тем не менее предпочитали в экстремальной ситуации делать ставку на маленький ножик, а не собственные крепкие кулаки.
Кроме того, на семинаре был затронут и такой аспект, как защитное снаряжение. Об этом, кстати, мало кто задумывается. Очевидно, все считают, что в бою не пропустят ни одного удара оппонента. В этом плане Харт поделился своими соображениями по поводу современный «доспехов» на каждый день. Скажем, неприметный кожаный напульсник, как и часы на широком ремешке, прикрывают запястье от порезов. А небольшая «барсетка», которая висит на ремне с левой стороны в районе селезенки, прикрывает бок от внезапного укола, раз не удалось вовремя распознать начало атаки.
Суро Имануил отметил также постоянное ужесточение контроля за ношением оружия в странах Европы. В Германии, например, косо смотрят на складные ножи, которые можно открывать одной рукой. Во Франции, где сейчас Суро проживает, человек с любым ножом рассматривается чуть ли не как преступник. Причина, думается, очевидна. Наплыв беглецов-иммигрантов из стран Африки привел к появлению огромного количества преступлений, совершенных именно с помощью холодного оружия. Раз уж пистолеты беднякам недоступны, поножовщина и уличный разбой с примененим ножей постепенно становятся привычными не только на глухих улочках каких-нибудь гетто, но и центральных площадях мегаполисов. Активно используется такое оружие и для столкновений с полицией во время массовых беспорядков.
В связи с повышением угрозы для жизни и здоровья все больше и больше людей обращаются к различным средствам самообороны и желают обучиться искусству самозащиты.
Суро Эмануил постоянно подчеркивает, что лично он не считает какой-то стиль самым лучшим, а все остальные — неэффективными.
Однако можно с уверенностью заметить, что Инаян-эскрима (по крайней мере, в той манере, что давалась на семинаре) представляет собой довольно практичный «оружейный» стиль, который можно с успехом применять для задач самозащиты в самых различным ситуациях.