| Содержание номера 

Александр Ходаковский.


Изделия из дамасской стали издавна привлекали внимание людей своим красивым узором и отличными рабочими качествами. Распространены они были повсеместно, в том числе и на территории, заселенной древними славянами – Киевской Руси. Со временем, когда технология металлургии была усовершенствована, и стало возможным получать высококачественные тигельные литые стали, дамаск в силу трудоемкости его изготовления отошел на второй план. В XIX – начале ХХ вв. дамаск использовался только при изготовлении наградного и памятного оружия в очень небольших количествах. При этом основную роль в выборе этого материала играла индивидуальность, неповторимость изготовленного предмета, которую придавали ему узоры на клинке, созданные руками опытного мастера. Трудность изготовления дамасской стали привела к тому, что таких мастеров становилось все меньше. Индустриализация и стремление к упрощенным технологиям, позволяющим выдавать качественную продукцию с минимальными затратами, сделало знание и умение таких мастеров не востребованными, не укладывающимися в ясную и прямую линию «догнать и перегнать…», начертанную руководством страны.Возрождение технологий изготовления дамасских, а затем и булатных сталей внезапно наступило в последней четверти ХХ века на волне протеста тому обезличиванию индивидуального мастерства, который нес с собой прогресс в металлургии.И с легкой руки В.И. Басова, занявшегося изготовлением дамаска еще в начале 60-х гг. ХХ века (к тому времени уже вместе с учениками увлеченно восстанавливающем древние технологии и оружие), возрождение это характеризовалось поиском своих исторических корней, сопричастности к событиям минувших эпох, осознанием себя, как личности.Сейчас дамаск – это модно, изделия из него востребованы потребителем и принимают порой самые фантастические формы, согласно вкусам и запросам тех, кто за это согласен платить. Но качество стали у таких изделий порой невысокое, да и сами узоры незамысловаты – все рассчитано на то, чтобы поразить воображение и «втереть» неопытному покупателю свой товар. Стала исчезать, забываться та традиционная основательность, с которой мастер приступал к каждому очередному своему изделию.…И тем удивительнее было встретить на территории музея национальной архитектуры, что под Киевом, в ветхой старой кузнице, оборудованной ручным мехом, Кузнеца, казалось, попавшего в наше время из прошлого. Сосредоточенность, расчетливость ударов молота по поковке выдавали в нем Мастера. Это мнение еще более укрепилось, когда он позволил рассмотреть свои изделия, разложив их у окна. В глаза сразу бросилось несколько клинков из дамасской стали с красивым узором. Не просто клинков каких-то фантазийных форм, но изготовленных в стиле древнерусских ножей, незамысловатых по форме, но практичных и удобных. Вот она – преемственность исторической традиции, не растоптанная свободным рынком!В следующий раз мы встретились с мастером на выставке «Біла зброя – 2003», где в числе немногочисленных пока участников Александр Ходаковский представлял свои изделия.

– Александр, как получилось, что вы стали кузнецом?

– Я родился в селе Кощеевка, Фастовского района и с детства меня привлекали машины, тракторы и сельская кузница. Машины – это, в общем-то, понятно – всех мальчишек привлекает возможность подчинить «железного коня» своей воле. А кузница завораживала меня полумраком, всполохами пламени горна и тем, что кузнец казалось, из любой железяки может изготовить нужную вещь. Я приходил в кузницу, когда предоставлялась такая возможность, и наблюдал за работой кузнеца, запоминая его приемы. Свой первый нож я сделал, когда учился в седьмом классе. В руки попала железка линзовидной формы, и она натолкнула меня на эту мысль. Разогревал металл в печи, закаливал водой. Потом стал испытывать, и нож лопнул. Второй нож не закаливался, был мягким. А вот третий, который я изготовил, наверное, больше из упрямства, оказался достаточно хорошим и с насажанной на хвостовик деревянной рукоятью, долго служил по хозяйству.

После окончания школы я поступил в Таращанский сельскохозяйственный техникум по специальности «механик сельского хозяйства». После учебы работал в родном селе механиком. Бывать в кузнице стало одной из моих обязанностей, но при этом за многие работы я брался по собственной инициативе, обучаясь и приобретая навыки работы с металлом.

Тем временем в связи с изменениями, происходившими в нашей стране, работы в колхозе не стало, и в 1996 г. я окончательно перешел на работу в кузницу. В селе эта специальность всегда в почете, всегда нужна. С тех пор я постоянно работаю с металлом.

– Ознакомившись с вашими изделиями, нельзя не обратить внимания на то, что они имеют свои исторические прототипы.

– Да, действительно, еще в школе, из многих предметов больше всего мне нравилась история. Из учебника истории я узнал о жестоких сражениях, в которых наши предки отстаивали свою независимость, и еще мальчишкой пытался представить, какие события могли происходить в окрестностях нашего села в разные времена. Потом, чтобы разрешить для себя эти вопросы, стал искать и читать книги, исторические и научные, интересоваться, как жили наши предки, какое оружие и орудия труда они использовали. Поэтому естественно, когда научился делать ножи, мне захотелось изготовить такой, каким могли пользоваться еще во времена Киевской Руси. Изучал доступные образцы в музеях, читал отчеты Новгородской и Изяславской археологических экспедиций, в результате чего стал изготавливать кроме ножей еще и топоры, наконечники копий, клинки сабель.

– Как вы стали ковать дамаск?

– Эта технология интересовала меня давно, но не хватало знания некоторых технологических тонкостей, поэтому первые самостоятельные опыты были неудачны. Но судьба свела меня с Богданом Поповым, учеником В.И. Басова. Он предоставил мне возможность ознакомиться с записями технологий, составленными в пору его ученичества, рассказал и показал весь процесс. Таким образом, я оказался посвященным в классическую, не искаженную домыслами, версию этой технологии. И мне остается совершенствовать свое мастерство, оставаясь в рамках традиции.

– Вы не помышляли об организации собственного производства?

– Моей большой творческой удачей стало то, что мне и Богдану довелось для Министерства обороны Украины оформлять интерьер каминного зала в казацком стиле. Была получена лицензия на проведение разовой работы по отдельному заказу, и тогда мы изготовили 4 сабли, 4 копья, топоры. В оформлении лицензии на изготовление холодного оружия лично на мое имя в МВД мне отказали. Попытка организовать производство и реализацию через предприятия, имеющие такую лицензию, также ни к чему не привели. Так что те образцы, которые вы видите, я изготавливаю для себя, чтобы не утерять навыки. Большие надежды я возлагаю на тот положительный процесс в обществе, индикатором которого стала выставка «Біла зброя». Ну а пока, чтобы, как говорится, выжить, занимаюсь художественной ковкой – решетки, ограды, каминные наборы…

– Ваши планы на будущее?

– Наши предки обладали одним прекрасным качеством: все необходимые им предметы они умели изготавливать «с нуля», самостоятельно. В этом заключалась их мудрость. Мне хочется ее постичь, и это стремление привело меня в «кузню на Полтавщине», расположенную на территории музея народной архитектуры. Это типичная кузница начала ХХ века, без электричества и электроприборов. В ней уникальные станки с ручным приводом, которые я стараюсь восстановить. Я приезжаю сюда в выходные и пытаюсь оживить этот музейный экспонат. Да и вообще в окружении этих старинных вещей я, можно сказать, отдыхаю душой. А еще мне хочется воспроизвести весь металлургический процесс, начиная с получения железной крицы, как это делали наши предки.

– Что бы Вы хотели пожелать журналу «Клинок» и его читателям?

– Очень рад, что такой прекрасный журнал печатается в нашей стране. На его страницах много полезной информации, в том числе и по истории холодного оружия, которая излагается упорядоченно и достоверно. Пусть читатели узнают много нового, читая «Клинок» и общаясь между собой через ваш журнал!

 | Содержание номера