| Содержание номера 

Кузнецы из


Хороший Клинок сродни песне. Берешь в руки, и душа поет. В нем своя мелодия, своя тайна. Если это твой нож, то, взяв его в руки сразу чувствуешь отклик, внутри начинают дрожать струны удовольствия — ты держишь его в руках и он отвечает тебе. Ты понимаешь, да это он, мой нож. А он, отвечая на твой молчаливый призыв, обязательно порежет тебя, оставляя на твоих руках метку, утверждая таким образом, что не только он принадлежит тебе, но и ты теперь его. И с этой минуты забота о ноже полностью ложится на твои плечи, а он в свою очередь будет помогать во всех делах, а при нужде и защищать тебя — своего друга.Настоящий мастер в каждый Клинок вкладывает не только свое мастерство, но и часть себя. Нож, изготовленный вручную, хранит тепло души и рук мастера. Поэтому такой нож, это не просто инструмент или игрушка — он становится настоящим другом. О тех, кто делает ножи, вкладывая в них свой талант и тепло своего сердца, наш рассказ. Продолжая серию репортажей о мастерах-ножовщиках мы хотим сегодня представить вам мастера Ключкина Антона Ивановича. Весь процесс изготовления, начиная от литья и ковки стали и заканчивая изготовлением ножен, осуществляется в мастерской «Срібний чекан» Ковальский двір Ключкіних.

— Антон, расскажите, пожалуйста, где вы родились, какая у вас профессия и где вы сейчас проживаете?

— Родился в Луганской области поселок Штеровка, учился на строителя, сейчас проживаю в Фастове.

— Как вы стали кузнецом и мастером-ножовщиком?

— С детства пропадал в кузне. А с возрастом после занятий восточными единоборствами появился интерес к холодному оружию. Основы мастерства кузнеца получил в Луганской области, наблюдая за работой кузнецов. С 2003 года стал работать в своей кузне. В 2006 году после переезда в Фастов в выкупленном коровнике организовал кузню, которая занимает сейчас 300 кв. м. В настоящий момент мы работаем в ней втроем. В будущем готовимся расширяться еще больше.

— Что было первым — ковка и изготовление стали или ножи из чужих заготовок?

— Из чужих заготовок не делал клинки никогда, не люблю чужое, Сталь для клинков раньше брали 40Х13, а после постройки в 2008 году своей литейки начали отливать свой металл и ковать дамасскую и булатную сталь.

— Как вы начали заниматься изготовлением ножей, подтолкнул ли вас кто-то к этому занятию?

— Ваш журнал «Клинок», увидел его первый раз в 2003 году. Прочитал публикации мастеров и тоже решил заняться изготовлением ножей.

— Ваше первое изделие?

— Это был нож длиной 250 мм, дизайн придумал сам, рукоять сделал из дерева груши, сталь 40Х13. Я подарил его своему товарищу-охотнику.

— Где берете материал для стали?

— Покупаем окатыш (железо, скатанное в шарики) на горно-обогатительном комбинате города Комсомольска.

— Материалы, из которых изготавливаются ваши изделия?

— С простыми металлами сейчас мы практически не работаем, работаем с дамасской сталью и своим булатом.

— Знакомы ли вам особенности работы с импортными сталями?

— С импортными сталями не работаем так как не можем гарантировать их качество. Если нож из такой стали у человека сломается он придет с претензиями к нам. Мы не хотим подвергать свою репутацию плохой славе.

— Как определяете качество заготовки, существуют ли какие-либо методы тестирования метала?

— Изначально по пропорциям высчитываем, какая сталь нам нужна, какое содержание углерода должно в ней быть, и делаем в Житомире спектральный анализ полученной стали.

— Из чего делаете рукояти для своих изделий?

— Рукояти предпочитаем делать из наших, украинских видов деревьев. Материал на рукояти ищем через столяров, в этом помогает мой отец Ключкин Иван Михайлович, он работает по дереву. В основном на рукояти идет корень ясеня, так как он очень крепок, нож с такой рукоятью можно метать в дерево и не бояться, что он разлетится на куски. Используем дерево акации, у нее такие же качества, как и у ясеня. Также используем абрикос, европейский клен, яблоню, красный дуб, изредка применяем африканское эбеновое дерево и кавказский самшит.

Вставки в рукояти делаем из рогов европейского оленя, рогов лося, бивня мамонта. Литье для рукояти производим сами, используем и простые металлы и драгоценные — серебро и золото.

— Какой длины хвостовик ваших ножей?

Хвостовик у нас цельный, ковано-тянутый, на всю длину рукояти. Наши ножи очень надежные, ведь качество клинка — это наше имя.

— Где берете инструменты для работы?

— Изготавливаем сами, опытным путем определяем какие нам понадобятся.

— Какие критерии качества лично для вас обязательны при изготовлении ножа?

— Прочность ножа.

— Чем отличаются ваши ножи по параметрам качества от других, изготовленных другими мастерами, или фирмами? Почему ваши лучше?

— Когда мы варим металл, мы стараемся исключить всякие добавки, чтобы осталось чистое железо и углерод. Это придает стали гибкость и твердость. На микроуровне эти качества не дают выкрашиваться и сгибаться режущей кромке, она амортизирует. Можно конечно добавить молибден и ванадий, эти добавки не дают стали ржаветь и увеличивают ее твердость, но при этом Клинок теряет гибкость.

Наши ножи отличаются по качеству реза, мы делаем более тонкий спуск для заточки. У наших ножей толщина заточной кромки не более 1 мм и поэтому он идеально режет, а ножи с зубильной заточкой не имеют таких качеств для реза. Такими ножами лучше всего рубить кости, ветки на костер, на наших же ножах для рубки костей с обратной стороны сделан спуск на 1,5 мм, который не заточен. Сделано это потому, что кости, как известно, состоят из кальция, что отражается на ножах любой твердости, они садят любой острый нож очень быстро, какая бы твердость у него не была. Поэтому ножом нужно работать правильно, шкуру и мясные ткани лучше резать острой стороной, а кости рубить тыльной. Тогда заточка ножа прослужит во много раз дольше.

— Кто обычно ваши клиенты, откуда они, из каких городов?

— В основном клиенты у нас появляются через друзей-охотников, они друг другу о нас рассказывают, показывают ножи, которые мы для них изготовили. По их рекомендации приходят другие люди, уже их друзья. Также мы участвуем во всех выставках, которые проходят в Фастове. Показывали свои работы на выставке в «Школе мистецтв» которой руководит полковник казацкой сотни Древецкий А.А. Выставляем также свои изделия на городских праздниках народных умельцев. В этом году выезжали на праздник Ивана Купала на речку Унава. Там провели мастер-класс по ковке клинков. Обязательно участвуем в киевских выставках клинкового оружия. Торговали на Сорочинской ярмарке в этом году. На всех этих мероприятиях люди покупают ножи и потом рассказывают о нас своим родным и знакомым. Наши клиенты живут в разных городах Украины.

— Что чаще всего заказывают?

— Чаще всего заказывают тренировочные сабли, мечи разных типов и японские катаны. Работающие тренерами мастера единоборств заказывают у нас копии настоящего оружия, максимально приближающиеся по своим характеристикам к оригиналам.

— Какой ценовой диапазон у ваших изделий?

— Самые дешевые от 800 грн. Но есть и очень дорогие.

— Резьбу делаете сами или доверяете помощникам?

— Резьбу делаю сам. Получив заказ, дня два настраиваюсь, а потом во сне приходит решение, просыпаюсь и начинаю резать, дохожу до определенного момента и останавливаюсь, не видя продолжения, ложусь опять спать, утром просыпаюсь и дорезаю то, что увидел во сне. Я рисовать не умею, а режу сразу, по тому образу, который приходит во сне. Все делаю вручную, не на машинке, иногда даже в пути, когда еду в машине, в электричке.

— Что может вдохновить на изготовление новой модели?

— Я «болею» изготовлением ножей, это потребность души сделать красивый нож. Он сам приходит ко мне. Каждый нож это индивидуальная работа и никогда не повторяется. Я не черчу лекало, каждый нож разный. Человек, купивший наш нож, может быть уверен, что второго такого он ни у кого не увидит.

Я люблю делать ножи, не могу остановиться. Когда их собираеться много, сделанных не по заказу, просто раздариваю друзьям.

— Есть ли ученики, как они вас нашли, или вы их?

— Есть два ученика, это мои товарищи, я их сам пригласил.

— Самое лучшее, по вашему мнению, изделие?

— Я все свои изделия люблю, это как дети — все любимые. Просто они все разные предназначены для разных типов людей, разного целевого предназначения. Один нож для крупного зверя, другой для зайца, третий для рыбалки, а четвертый просто туристический. Есть ножи для выживания в лесу, но они не несут тех функций, которые нужны для охоты, рыбалки и тому подобного. Не существует настолько универсального ножа, который подходил бы для всего сразу.

— Довольны ли вы своей работой?

— Доволен, но хочется делать лучше. Эталон качества для меня — искусство старых мастеров-кузнецов. Хочется достичь качества тысячелетней давности, так как в то время работа делалась добросовестнее, качественнее и лучше, чем в нынешнее. Хочу поехать в Индию учиться литейному и кузнечному делу.

— Были ли случаи заказов клинка для женщин, если да, то учитываете ли вы пол заказчика в изготовляемой модели?

— Конечно были, мы изготавливали дамские клинки для фруктов с резной рукоятью. На рукояти вырезана девушка в полный рост. Нож маленький, общая длина 70 мм, очень удобен для чистки яблок и помещается в дамской сумочке. На медведя с ним не пойдешь, но для минимальной защиты — испугать, уколоть — он пригодится. Изготавливаем и дамские кортики, конца XVI начала XVII века, такие носили принцессы в рукавах. Дамский нож отличается от мужских размером, весом и дизайном — мужской нож более тяжелый, так как мужчина должен ощущать вес в руке. У женщины такой нож вызовет отрицательные эмоции, так как, чем тяжелее нож, тем сильнее должна сжиматься кисть и тем скорее устает рука.

— Насколько сильна конкуренция с китайскими производителями ножей, как по вашему, кто победит? Есть ли шансы у мастеров-ножовщиков, изготавливающих каждый нож под индивидуального заказчика, или всех задавит китайский ширпотреб?

— Нас не задавить, украинские ножи выдержат любую конкуренцию, у нас много хороших мастеров, тех, кого мы знаем, и есть много таких, которых мы пока еще не знаем. У многих людей просто нет возможности в данный момент показать свои способности.

— К какой категории вы относите свои клинки — холодное оружие, произведение искусства или предметы хозяйственно-бытового назначения?

— Холодное оружие не производим, делаем как художественные изделия, так и изделия хозяйственно-бытового назначения. Нож должен быть не только красив с виду, но и удобно лежать в руке, идеально резать, и быть достаточно крепким, чтобы не сломался.

— Какой была ваша последняя работа?

— Казацкая сабля XVI века, делалась на заказ.

— Бывают ли жалобы на ваши изделия, были ли возвраты? Как вы поступаете в случае возврата клиентом клинка?

— Жалоб не было никогда, все наши ножи отличного качества. Все, кто у нас брал нож, обязательно приезжают еще за ножами для друзей, родственников.

— Каковы ваши творческие планы?

— Открыть школу мастерства для поддержания традиций наших предков — специалистов кузнечного дела. В каждой стране на государственном уровне развивается изготовление традиционных для данной страны изделий, в Украине на данный момент этого нет. Хочется, чтобы традиции украинских мастеров возродились и поддерживались государством, как это делается в других странах.

— Что мечтаете сделать для души?

— Хочу изготовить булат, качеством не уступающий индийскому металлу тысячелетней давности.

— Есть ли у вас свои секреты изготовления клинков, если да, то кто поделился ими с вами, или они были найдены в процессе творческой работы?

— Секреты, конечно же, есть, как и у любого мастера. До всех особенностей мастерства мы доходили сами опытным путем и, конечно, я очень много изучал и изучаю разной специальной литературы. Сейчас мы в мастерской уже сами проводим мастер-класс для людей, которые хотят увидеть своими глазами как вариться сталь, как происходит ковка дамасской стали и все остальные этапы, касающиеся изготовления ножей.

 | Содержание номера