| Содержание номера 

Краткая история в деталях.


Как правило, любая авторская работа у ножовщиков-любителей начинается с определенного творческого «зуда», желания воплотить «в железе» появившийся образ или понравившуюся модель. У ножовщиков-профессионалов этот процесс происходит проще — они изготавливают то, что пожелает заказчик.…Когда я взялся за новую работу, то поступил именно так. Но ввиду того, что я не являюсь ножовщиком-профессионалом, то именно работать по заказу и было для меня самым сложным.

Несколько десятков лет назад, когда я увлекся изготовлением ножей, для этого вида творчества существовали определенные исторические и личностные предпосылки.

Во-первых, я был охотником-любителем и нож являлся моим постоянным спутником.

Во-вторых, имеющийся в продаже довольно скудный ассортимент из двух-трех моделей и известное качество советских ножей, существенно ограничивающее, как мнимо представлялось некоторым чиновникам, возможность их "серьезного" применения и в итоге не соответствующее даже минимально желательным для инструмента характеристикам, не соответствовали не только моим запросам, но и запросам практически всех охотников, которых я знал. Поэтому, и это отнюдь не секрет, вопреки строгим запретам, грозившим уголовным наказанием, в среде охотников с успехом имели хождение кустарные, иначе, самодельные ножи, если не посчастливилось достать зарубежный (хотя бы ГДР-овский или чехословацкий).

В-третьих, - отсутствие желания иметь дела с органами правосудия и их карающим мечом практически сразу направило мою энергию на изготовление складных охотничьих ножей. Хотя по классификации МВД они также являлись холодным оружием (при наличии фиксатора и других определяющих признаков), но само наличие "складываемости" предоставляло надежду на определенную поблажку.

На первых порах я почти все свои ножи изготавливал без фиксатора, с обычной пружиной, но впоследствии перешел к изготовлению ножей с фиксатором. При этом из всех известных мне конструкций наиболее предпочтительной являлся фиксатор рычажного типа, широко применяющийся в Европе и США под названием - Back lock.

Но этот фиксатор был мною модернизирован. Основным отличием от классической схемы было изменение способа ее установки. Субъективно моя конструкция является более технологичной и простой в обслуживании. Особенность ее заключается в том, что вместо классической проставки в задней части рукояти, в которой закрепляется пружина, устанавливается фигурная втулка, тонкие края которой развальцовываются в отверстиях притинов, заменяя классические заклепки, а отверстие в ней служит для продевания темляка. Пружина при этом оказывается самой простой формы, фиксируемая небольшим поперечным штифтом (диаметром 1-1,5 мм) в рукояти. Обслуживание механизма существенно упростилось: для замены пружины достаточно чем-то подходящим просто вытолкнуть ее назад - в отверстие между втулкой-проставкой и упором заднего конца фиксирующего рычага-коромысла.

В 70-80-х годах, работая на "номерном" заводе и используя отходы военного производства, можно было изготавливать довольно качественные ножи. В качестве материала для клинка использовалась сталь 95Х18, закаленная лучшими термистами завода. На рукоять шла "нержавейка" Х18Н9Т, а позже - титан. Пружины и коромысла изготавливались из более распространенной конструкционной стали 40Х13. Таким образом, ножи были полностью "нержавеющими". Накладки на рукоять изготавливались из ореха, черного и красного дерева, кости КРС или рога оленя.

Естественно, для того, чтобы изделие получилось качественным, необходимо, кроме соответствующих материалов, иметь и навыки работы с ними, и дизайнерское, как сейчас говорят, видение предмета. Невзирая на простоту складного, даже однопредметного, ножа, изготовление его занимало во много раз больше времени, чем нескладного, да и подгонка деталей требует более высокой квалификации - более подробно технология изготовления складного ножа описана в статье "Исповедь любителя", "Клинок" №1, 2005 г. Описанная в этой статье технология - не догма, возможны и иные решения этой задачи, но я привык работать таким способом, который был выработан на основе конкретных условий своего времени.

В наши дни появилось немало книг, написанных известными мастерами-ножовщиками, как правило, американцами, где предложены другие технологические приемы и другое оборудование. Так, для самой трудоемкой и ответственной операции - выведения спусков - применяются современные ленточные шлифовальные станки, о которых я в свое время даже не слышал! Они, конечно, гораздо удобнее обычной шлифовальной машины с жестким кругом.

Форму складного охотничьего ножа, да и ножа с фиксированным клинком, я для себя определил еще несколько десятков лет назад, придя к ней опытным путем. Однако это не исключает других дизайнерских решений, поскольку для каждого человека нож подбирается исходя из сугубо индивидуальных предпочтений.

В настоящее время в магазинах и даже киосках у станций метро присутствует широкий ассортимент ножевой продукции, в основном дешевых китайских ножей, и если их выпускают, следовательно, они пользуются спросом. В солидных фирменных магазинах также большой выбор ножей, но уже более высокого качества и, соответственно, более дорогой цены . При этом некоторые из предлагаемых моделей совершенно неприемлемы для меня по конструкции и дизайну, но они представлены на рынке, значит, и их тоже покупают. Широкий ассортимент промышленной продукции на прилавках отечественных магазинов стал одной из причин, по которой я перестал самостоятельно изготавливать ножи. Ведь теперь можно купить практически все, что душа пожелает, но даже самый дорогой нож все равно стоит дешевле стоимости ручной работы. Но, с другой стороны, многим нравятся ножи, изготовленные по моему "рецепту". Приведу недавний пример.

Один из моих хороших знакомых уже несколько лет досаждал меня просьбой сделать для него именной складной нож. Дело в том, что лет десять назад я уже изготовил для него пару ножей, но ввиду специфики его работы, ему пришлось подарить их "нужным людям" и, чтобы такого рода "соблазн" не имел места в дальнейшем, он захотел эксклюзивный именной нож со своими инициалами. Я ему опрометчиво пообещал и года три под разными предлогами уклонялся от работы, в принципе, у меня просто не было на нее времени. Наконец, в канун его 50-летия, я решил приступить к выполнению обещания…

Как всегда, работу я начинаю с эскиза. У меня имелись наброски некоторых, на мой взгляд, удачных конструкций, приведенных для простоты к одному типоразмеру, который можно пропорционально изменять. Причем по мере изменения моего виденья предмета размер ножа для охоты претерпел изменения в сторону уменьшения. Поначалу мой любимый размер ножа был 150 мм (длина ножа в сложенном положении), затем 135 мм и, наконец, наиболее приемлемым оказался "идеал", размер которого равен 120 мм. Последний не столь обременителен для ношения в кармане и не требует поясного чехла, а Клинок длиной около 100 мм достаточно удобен для зверовых охот. Для охоты на мелкую дичь (птицу или зайца), где нож используется, в основном, на привале для бытовых нужд, достаточно ножа еще меньших габаритов - 110 мм. Такой нож желательно дополнить необходимыми инструментами - отверткой, консервным ножом, шилом, то есть набором, характерным для сложившегося десятилетиями многопредметного туристического ножа, как, например, большие швейцарские ножи Victorinox и Wenger, снабженные еще и пилой по дереву.

Желательно, чтобы однопредметный нож, обладающий при прочих равных условиях большой прочностью, имел рукоять с фигурным силуэтом. Та часть рукояти, которая охватывается ладонью, в среднем составляет не более 120 мм и "лишние" 15 мм для ножа с рукоятью длиной 135 мм используются для некоего подобия упора, который при сложенном клинке, закрывая его торец, оберегает карман или чехол от протирания гранями обуха. При этом происходит визуально удлинение клинка. При рукояти длиной менее 125 мм ее форма будет уже иной.

Также я предпочитаю делать одну, относительно широкую подпальцевую выемку в передней части рукояти, что обеспечивает более удобный, естественный хват.

Азы гравировки оружия, которая мне необычайно нравилась, я постигал без учителей, самостоятельно. Конечно, обращался потом и к книгам, самая любимая из которых - "Технология художественной обработки металлов" Флерова А.В. Знакомых граверов, способных подсказать что-то в процессе обучения, у меня не было, а подсматривание за работой граверов, сидящих в больших универмагах и подписывающих бормашиной подарки, ни к чему не привело. Так что гравер, честно говоря, я никудышный, поскольку кроме желания, что главное, необходимо много времени для того, чтобы "набить руку", а посвятить себя этому полностью я не мог. Но кое-чему я все же научился, и некоторые работы нравилось моим знакомым, но я видел свои ошибки, и в дальнейшем старался их исправлять.

Всечка серебром на незакаленных элементах оружия у меня получалась довольно неплохо. Для этого в металле (мягкой стали, титане, латуни) выполняется углубление, на дне которого очень острым инструментом в виде иглы под углом к поверхности наносятся "уколы", которые поднимают тонкий заусенец. Поверхность получается в виде маленького рашпиля по дереву. Тогда вбитый в это углубление мягкий металл - серебро, золото, лучше предварительно отожженные, плотно сцепляется с этими зубчиками, особенно если они наносятся в разных направлениях. Таким же образом обрабатываются дно и стенки канавок под линейные элементы узора, при этом серебро даже выступает над поверхностью. Но Клинок, закаленный до твердости 58-59 HRC, не поддается подобной обработке, а всечка, нанесенная еще до закалки клинка, при нагреве просто плавится (ведь температура нагрева нержавеющей стали для закалки - более 1000 градусов). Подготовленная поверхность с насеченными зубчиками и заусеницами также обгорит и разрушится. Пришлось самостоятельно осваивать технику изготовления канавок в виде "ласточкиного хвоста". Возможно, профессионалы делают их иначе, я же освоил способ, приведенный ниже.

Вначале тонкой линией (углом сечки или штихеля) намечается направление канавки. Затем, при помощи специально заточенного инструмента в виде очень острого узкого штихеля с односторонней заточкой и молоточка, эта линия "разбивается" в канавку с формой поперечного сечения, соответствующей эскизу. Если необходимо рисунок сделать выпуклым по отношению к плоскому фону, то так и оставляют, а если вровень с поверхностью изделия, то, слегка осадив (не до конца), его можно спилить. При этом наклонные стенки канавки, удерживающие всекаемую проволоку, будут ниже, но это не страшно, ведь материал не будет выступать, и ему не угрожает боковое давление, способное сорвать его с места. После закалки форма сохраняется. Можно острой, твердосплавной чертилкой пройтись по дну этой канавки, очищая ее от возможной окалины или мусора. После чего необходимо точно отмерить длину и толщину заготовки вчеканиваемого металла, приложить его к нужному участку узора и вбить легким ударом, желательно сразу по всей длине. При этом, утверждают некоторые, может применяется чеканка из эбонита, но я работать с ее помощью не пробовал.

Для всечки я использовал банковское золото 999,9 пробы, оставшееся у меня после реставрации узора на одном ружье. Этот материал очень мягкий и великолепно подходит именно для этой цели, хотя для других ювелирных работ предпочтительнее брать более твердый материал.

Необходимые проволочки, вернее брусочки золота отделяются от слитка путем отрезания ножом на листе оргстекла. При этом необходимо принять меры, чтобы при отрезании кусочек золота не отскочил в сторону, дабы потом не искать. Самое главное - угадать поперечное сечение заготовки, чтобы она заполнила канавку, но не сильно выпирала наружу, так как при этом золото (да и серебро) не попадает в "ласточкин хвост", а расклепывается по бокам сверху него. Конечно, с уже готовой проволокой было бы меньше возни, но при этом необходимо иметь проволоку разной толщины.

Вначале прорубленные и разделанные под "ласточкин хвост" канавки вензеля с инициалами будущего владельца были заполнены вровень с поверхностью, но на фоне светлого металла "не звучали". Пришлось выковыривать неудачную чеканку, и сделать другую, приподняв ее над общим фоном на 0,1-0,2 мм. Теперь все встало на свои места!

Должен заметить, что клинковая сталь 95Х18 даже в отожженном состоянии весьма тверда для подобной работы. Изготовление канавок и даже нанесение обычной гравировки является довольно сложным процессом, в отличие от гравировки щечек рукояти (притинов), выполненных из пятимиллиметрового титана. На поверхностях в передней и задней части рукояти я поместил простенький узор в виде растительного орнамента, выполненного практически только сечкой. От накладок этот узор отделяется одной линией золотой всечки, но на фоне титана ее плохо видно.

Накладки выполнены из бивня ископаемого мамонта, заготовки для которых я выпросил у друзей. На них я легким барельефом изобразил, как мог, пару охотничьих животных - кабана и оленя. Кабан, говорят, удался…

Длина ножа в разложенном виде - около 222 мм, в сложенном - 121 мм, длина клинка - 101,4 мм (4 дюйма - мой любимый размер), вес - 145 г.

 | Содержание номера