| Содержание номера 

БIЛА ЗБРОЯ.


Клинок в Украине является полноценным элементом национальной культуры, органично сочетающим в себе самобытность традиционного декоративно-прикладного искусства и новейшие веяния дизайна, воплощение бережно хранимых секретов древних мастеров и последние достижения высоких технологий.

Радует тот факт, что в Украине, практически при полном отсутствии промышленных предприятий, которые изготавливали бы серийно клинковую продукцию, существуют все-таки Мастера, создающие настоящие произведения искусства.

Правда, сравнивая ножевую продукцию наших соотечественников с представленными на Выставке образцами импортной (в том числе и российской) продукции, приходится констатировать, что широта ассортимента изделий украинских мастеров все еще отстает от гаммы изделий зарубежных производителей. Проблемы нашего производителя усугубляются дефицитом оборудования и сырья, сложностями экономического положения в стране и, главное, отсутствием цивилизованного оружейного законодательства.

Украинские Мастера, если судить по экспонатам Выставки, отразили свое творческое видение темы в трех основных направлениях: холодное клинковое оружие для практического использования, художественное клинковое оружие и реконструкция холодного оружия и доспехов.

Художественные клинки представили украинские мастера – Александр Ткаленко и Василий Чехун.

Помимо уже известных читателям журнала «Клинок» (см. № 3, 2003 г.) ножей, Александр Ткаленко продемонстрировал две филигранно исполненных наградные шашки.

Василий Чехун и его ученик Дмитрий Пономарев представили на суд зрителей образцы авторского оружия – ювелирно украшенные охотничьи ножи (о В. Чехуне и его изделиях журнал «Клинок» рассказывал в своем первом номере).

Клинковые изделия «практической» направленности были представлены украинскими мастерами Юрием Кульбидой (см. материал в журнале «Клинок» № 2, 2003 г.) и Александром Ходаковским.

Следует отметить проявившиеся при этом следующие тенденции: если облик ножей Юрия Кульбиды тяготеет скорее к классическим европейским стандартам клинкового охотничьего оружия, то внешний вид клинков Александра Ходаковского определяет развитие темы древнерусских ножей, простых по форме, но функциональных и практичных (несколько клинков были сварены мастером из дамаска).

На удивление, очень широко были представлены клинковые изделия, изготовленные Мастерами из украинского булата, отлитого в научно-техническом центре «Булат НВР». Умение «покорить» булат продемонстрировали украинские мастера Юрий Кульбида и Ян Погожельский, представившие на суд знатоков два, без преувеличения, эксклюзивных охотничьих ножа (Юрий Кульбида) и оригинальный ятаган и кавказский кинжал (Ян Погожельский).

Однако, оказывается, булат можно лить не только в «тепличных» заводских условиях. И это наглядно продемонстрировал харьковский мастер Василий Фурса, воссоздавший технологии древних мастеров, который льет булат и изготавливает клинки в домашних условиях.

Очень радует тот факт, что работают в Украине Мастера, способные создавать настоящие произведения искусства, хоть в стране и нет промышленных предприятий, серийно изготавливающих ножевую продукцию.

 | Содержание номера