Всего каких-то 150 лет назад клиновой, или как ее чаще именуют, опасной бритвой сносно владел каждый, считавший себя цивилизованным, мужчина. Конечно, кого-то брили слуги, а кого-то — профессиональные брадобреи, но сам навык считался обязательным для каждого джентльмена.
«Наше вам — с кисточкой!…»
Это выражение — часть более пространного приветствия уличных парикмахеров полуторавековой давности. Зазывая клиентов, они выкрикивали: «Наше вам почтение с кисточкой, с пальцем девять, с огурцом пятнадцать!» Это означало, что брить клиента будут помазком («с кисточкой»), а щека при бритье будет оттягиваться пальцем, засунутым клиенту в рот, либо, для особо брезгливых — огурцом. Посещение парикмахерской в те годы было ежедневным ритуалом, позволяю щим не только поддерживать безупречный внешний вид, но и узнавать последние новости и сплетни, коими словоохотливый брадобрей развлекал клиента в расчете на щедрые чаевые. Ведь гладкое выбритое лицо наряду с безупречными манерами и хорошо сидящим костюмом во все времена выдавали человека культурного, достаточно образованного и небедного.
Геродот писал, что в Древнем Египте богатые люди брились несколько раз на дню. Это было связано не только со стремлением к чистоте, но и желанием выделиться из массы «диких» народов, не бреющих бороды. На выбритые головы надевались парики, спасавшие кожу от солнца. Эта традиция прошла сквозь века. Александр Македонский распространил по своей империи моду на удаление волос с лица и всего тела: диктовалось это как эстетическими и гигиеническими преимуществами, так и военной целесообразностью — враг не сможет схватить воина за бороду. Петр I, активно вовлекавший население Империи в общеевропейский культурный процесс, 16 января 1705 г. издал указ — «О бритии бород и усов всякого чина людям, кроме попов и дьяконов, о взятии пошлины с тех, которые сего исполнить не захотят, и о выдаче заплатившим пошлину знаков». Его неисполнение влекло суровые наказания, вплоть до ссылки на каторгу.