На вопросы нашего корреспондента Сергея Савченко ответил Сергей Руденко, мастер творческой мастерской «Оружейники Никополя».
— Сергей, как давно вы занимаетесь изготовлением клинков, какая ваша специализация?
— Изготовлением клинков я занимаюсь с 1997 года, а специализируюсь, в основном, на изготовлении длинноклинкового холодного «оружия»: мечей, сабель, палашей, шпаг.
— Есть какая-то направленность: восток, запад? Какому направлению отдаете предпочтение?
— Мне больше нравится европейское и оружие Востока. Но поскольку у нас в Украине люди больше интересуются японским оружием, чаще всего приходиться изготавливать японские мечи, катаны, широсаи и т.п. Иногда заказывают большие мечи.
— Что Вы берете в качестве образца?
— За образец берется оружие по которому есть информация. Например, при проработке эскизов одной из наших работ, мы подбирали информацию по книге Андрея Баженова «Экспертиза японского меча». В Интернете попадается интересная информация и, кроме того, с помощью Интернета мы общаемся с мастерами, такими как Леонид Архангельский и другие.
— Леонид Архангельский российский мастер?
— Да, российский. Получаем информацию из музеев. Ездим, смотрим, подбираем то, что подходит. Процессы термообработки, сборки изучали по литературным источникам. Сейчас переписываемся через Интернет и с японскими мастерами, уточняем у них некоторые технологические тонкости.
— Что ставится во главу угла: функциональность, качество изготовления или точное соответствие оригинальным японским мечам?
— Точное соответствие оригинальному японскому оружию, качество сборки, качество доводки самого клинка. При сборке надо стараться, чтобы не было ни люфта, ни шата. Кроме того, Клинок должен быть выведен геометрически правильным, то есть — никаких углов. Даже если производится ручная полировка, все линии должны быть выведены «под ниточку», а при механической полировке с использованием механических инструментов необходимо, чтобы, по крайней мере, они были ровные.
— Вы работу делаете по своему желанию или у вас есть конкретные заказы?
— Работаем как по конкретным заказам, так и выставляем вещи сделанные от души, по своему желанию. Заказ — хорошо, но хочется делать и то, что самому нравится. Заказывают ведь в основном японские мечи, а иногда хочется сделать что-то европейское. Или саблю, меч древнерусский. Можем изготовить палаш, саблю, шамшер — саблю Востока. Часто просто хочется их сделать, а потом уже выставляем на свободную продажу. Делали мы и булавы. Сначала заказали чертеж, потом изготовили из булатной стали. Наши булавы по габаритным размерам и массе ничем не отличается от старинного оригинала.
— Технологический цикл изготовления изделий включает в себя ковку или вы берете уже готовые заготовки и из них потом делаете?
— Нет, мы изначально берем болванку из определенной стали.
— Какие стали вы используете?
65-Г и высоколегированные углеродистые стали — вот те стали, которым я отдаю предпочтение. Они подходят по упругости и твердости. После полной прокалки Клинок отковывается вручную хорошей кувалдой, килограмма на два с половиной, три. Беру кувалду и ею «оттягиваю» Клинок. Ни один пресс не даст той усадки металла, каковую дает ручная обработка. Вручную металл усаживается неравномерно. А при работе на прессе металл просто расплескивает, структура остается такой же, как и после литья. А ручная ковка дает неравномерное уплотнение металла и его свойства улучшаются. Он меняет структуру и цвет. После нормальной проковки, после нормальной работы с углем, металл становится более темным с голубоватым оттенком.
— Вы изготавливаете клинки из ламинированной стали?
— Мы делаем многослойный Клинок из хорошей углеродистой стали. Правда, сами булат не куем, есть люди которые нам поставляют заготовки, которые мы, при необходимости, калим. Многие не берутся это делать, потому что металл лопается, не успевая стабилизироваться. В основном мы делаем однородные экземпляры из углеродистой стали . Они по своим характеристикам не уступают изделиям из ламинированной стали.
— Но хамон, тем не менее, присутствует?
— Хамон — перепад закалки, получается вследствие изменения структуры металла при закалке.
— Есть ли какие-то особенности закалки, наподобие «печени врага»?
— Нет, это все не для меня. Я считаю, что самая лучшая закалка — в воде. Единственный минус — необходимость правильно «стабилизировать» Клинок — дать воде определенную температуру, иначе заготовка лопнет. А при изготовлении «японца» следует еще делать обмазку клинка. Предлагаемые в книгах ее методики хороши, конечно, но в них зачастую не договаривает те маленькие нюансы, которые позволяют правильно и успешно выполнить работу. Приходится самому до всего докапываться, добавлять свои составляющие. У нас ведь нет тех материалов, которые используют японцы.
— Для обмазки глину применяете?
— Как одну из составных частей. Используем глину в смеси с древесным углем и некоторыми другими компонентами, которые каждый мастер подбирает индивидуально.
— Какие материалы используются для отделки? Каким вы отдаете предпочтение?
— Железо, бронза, латунь, иногда используем серебро. Как правило, применяются материалы довольно простые, например, железо и бронза. Они прекрасно сочетаются: черный и желтый — это очень красиво.
— Вы работаете один или с командой?
— Я работаю с другом-напарником, Сергеем Рыбченко, мы вместе начинали и вместе работаем сейчас...
— Ваши изделия где-то выставлялись или выставляются, где их можно увидеть, приобрести?
— Мы выставлялись на выставке «Мастер Клинок» в 2007 и 2008 году и надеемся принять участие в 2009...
— Ваша специализация именно исторический длинный Клинок, а коротким клинком вы не интересуетесь?
— Нет, ножи я не люблю. Больше всего вреда люди друг другу наносят ножом. Даже если это хороший Клинок, нож может попасть в руки любому человеку и неизвестно как он им воспользуется.
— Изготовленное вами длинноклинковое оружие, по своим функциональным свойствам аналогично боевому историческому оружию или все-таки отличие есть?
— Есть отличие — мы клинки не затачиваем и наши изделия в соответствии с действующим законодательством к холодному оружию не относятся...
— То есть все остальные характеристики соответствуют историческому боевому оружию?
— Мы стараемся, чтобы характеристики меча, сабли, палаша соответствовали тому историческому периоду, в котором подобное оружие использовалось. Но затачивать его мы не имеем права — это будет нарушением закона.
— Используются ли ваши изделия в популярных сейчас рыцарских турнирах, в играх исторических реконструкторов? Или все-таки ваши вещи для того, чтобы повесить их на стену и любоваться?
— Много наших вещей заказывают люди, которые занимаются кензо. Мы делаем как не каленые, тренировочные клинки, так и каленые, но не заточенные. Оставляем кромку полтора-два миллиметра, чтобы люди не могли себе навредить. Мы сотрудничаем и со спортивными школами. Они часто приобретают у нас клинки.
— А сюжеты какие берете?
— Сюжеты берем по японскому образцу, если это японское оружие. А бывает так, что люди сами заказывают сюжет, говорят нам, что именно должно быть изображено на металле. Иногда клинки не получаются. С виду они красивые, а заказчику какие-то нюансы не нравятся. Такие клинки мы принимаем на доработку. Переделываем, например, обух клинка, или баланс меняем так, чтобы оружие можно было использовать для тренировки. У каждого человека разная рука, различная физическая подготовка, да и манеры работы клинком отличаются. Так что приходится многое менять, чтобы человеку Клинок пришелся заказчику по душе.
— Но заказчик, в конце концов, оказывается доволен?
— Не всегда. Бывает, что мы отправляем Клинок человеку, первые месяцы он нравится, а потом владелец попробовал рубить им, скажем, сталь, чуть ли не танковые стволы. Клинок приходит в негодность, а нам предъявляют претензии. Поэтому мы всегда оговариваем сразу, что ни один наш Клинок не предназначен для того, чтобы рубить пушки, пулеметные стволы и т.п. Мы не делаем «танкорубы» и «пушкорезы». Даже японский Клинок можно согнуть в руках и выровнять на деревянной колодке. Японцы из некачественного железа (не имея хорошего) делали довольно таки неплохое оружие для своего времени.
— Каковы ваши планы на будущее?
— Научится делать более точные копии. Попробовать изготовить «Европу», двуручный меч «фламберг». Это очень редкая вещь и довольно-таки сложная. Придется делать вставки, полностью обтягивать рукоять кожей. Раньше поступали так — делали в дереве прорези и вставляли вставочки, что бы их видно было. Даже для тех времен это очень дорогое удовольствие. В идеале обтягивали полностью кожей ската рукоять, а потом только обматывали шнуром, шелком или нитью, причем использовали более сотни способов обмотки. Мы применяем только 2-3 из них.