Далеко не секрет, что многие торговые марки обязаны своей популярностью одному единственному изделию, за счет которого производителю удается присутствовать на рынке многие годы.Однако законы рынка суровы.Самый востребованный товар второго спроса, к каковой категории относятся и ножи, может насытить рынок. С течением времени перед производителем возникает острая экономическая необходимость представить потребителю что-либо новое на старый, подтвержденный доверием потребителя, лад.Давайте посмотрим, как это удается такой «однопредметной» в прошлом, торговой марке, как Ka-Bar.
История ножа Ka-Bar Mark II (USMK) довольно хорошо известна. Не раз обращался к ней и «Клинок» в классических публикациях Виктора Кленкина. Поэтому имеет смысл поговорить не о биографии и послужном списке ветерана, а о причинах его популярности. Когда берешь «Ка-Бар» в руки, невольно задаешься вопросом: а, действительно, почему? Резать, он не режет — по представлению пользователей, «гоняющихся» за «бритвенной» заточкой, колоть — не колет — не топор, удобством и разнообразием хватов, по мнению других, не отличается. Короче, типичный, армейский нож. И только ощутив все прелести практике «жизни в лесу» – в ходе миссии «шашлык» постепенно понимаешь, в чем секрет его популярности.
Именно прочность и «грубость» изделия компании KA-BAR Knives из Olean, N. Y. сделали его популярным у морских пехотинцев США, действовавших на Тихоокеанском театре военных действий.
У них нож нашел применение, прежде всего, как простейший mulitool лагерно-окопной жизни: срубить, открыть, забить что-либо… В качестве боевого ножа, «маринес» (морские пехотинцы. Ред.), по опыту боев на Гуадалканале, высказывали желание получить преимущественно рубящий нож массивной конструкции с клинком 12 дюймов.
Дальнейшей своей популярности нож в равной мере обязан невысокой ценой и высокой репутацией USMC.
Millenium, рубеж тысячелетий, предлагал соблазнительную, для менеджеров по маркетингу и рекламе всех мастей, возможность обновить ассортимент при на этом календарном событии. Тем более, что за пятьдесят лет эксплуатации «Ка-Бар» первого поколения не то чтобы устарел, но — состарился...
Согласно общепринятым для всего рынка тактических ножей требованиям, для производства The Next Generation of KA-BAR Fighting Knive были избраны современные, более технологичные, материалы. Заодно дизайнеры несколькими решительными мазками набросили на старый иммидж и некоторый face-lifting.
В качестве материала для полосы была избрана сталь 440В, она же 1.4112 или Х 90 CrMoV 18. Ее характеристики: содержание углерода 0,85-0,95 %, хрома – 17,0-19,0 %, молибдена – 0,9-1,3 % считаются вполне достаточными для тактических ножей. Вместе с тем она дешева и проста в обработке в условиях массового индустриального производства. Твердость клинка ножа не превышает 56 HRС – обычного для тактических ножей показателя. Теоретически, сталь 440 В может иметь твердость до 58 + — HRС, но при этом ножевой Клинок из нее становится менее упругим.
Полоса нового ножа имеет хвостовик шириной приблизительно в одну треть ширины клинка. Некоторые американские ножовщики-конкуренты, например, John Eck (см. стр. 28), считают такую конструкцию неоправданно слабой для тактического ножа. Но, как показала полицейская и антитеррористическая, в том числе – израильская, практика 1960-1970 гг., «Ка-Бар» вполне успешно служил в качестве «фомки». Им можно отжать не очень прочную дверь многоквартирных «социальных» жилищ гетто.
Клинок длиной 175 мм имеет в пяте толщину 4 мм. Его наружные поверхности полированы на пескоструйном автомате, что вполне себя оправдывает в сравнении с воронением клинков ножей первого поколения. Форма клинка в плане остается прежней. Заточка лезвия весьма грубая, режущая кромка имеет довольно высокие микрозубцы и действует как пила. Чтобы усилить режущие свойства ножа по современным материалом в верхней трети лезвия предусмотрена серрейторная заточка, позволяющая легко справиться с любой пластиковой тарой. Однако на практике такая заточка очень быстро требует правки, едва ли возможной в полевых условиях, поэтому производитель предлагает также исполнение ножа со вполне традиционной заточкой лезвия.
Следует внести ясность и в вопрос о пресловутом «предназначении и пригодности» ножей «ка-бар» обоих поколений в качестве холодного оружия.
Употребляемое некоторыми «знатоками» определение «тупой и еще тупее» отнюдь не означает, что ножом нельзя колоть и резать, так сказать, «по-живому». Крутую «сабельную» заточку ножа «ка-бар» первого поколения часто приводят в пример, когда хотят рассказать о многофункциональном тактическом ноже – разновидности шанцевого инструмента, пригодного скорее для рубки, чем для реза. Действительно, таким ножом нельзя нарезать тонкие ломтики хлеба и ветчины на туристическом привале. Мало пригоден он и для филигранной «цыганской» техники резов.
Но «ка-бар» для этого, на протяжении всей своей более чем шестидесятилетней карьеры, и не предназначался, а, значит, и не применялся.
Относительно большей модернизации была подвергнута рукоять ножа второго поколения. Крестовина стала односторонней для большего удобства работы ножом и более массивной, что прибавило изделию солидности. Массивный набалдашник приобрел вытянутую в сечении яйцевидную форму. Его по-прежнему можно использовать в качестве колотушки или импровизированного молотка. В набалдашнике проделано отверстие для страховочного ремешка. И крестовина и набалдашник изготовлены из хромоникелевой стали (попросту — «кастрюльной» нержавейки) и обработаны «пескоструйкой» в тон клинка.
Черенок остается в сечении округлым. Но его «шайбы» изготовлены не из кожы, а из синтетического материала Kraton G, предлагающего оптимальную комбинацию противоскользящих и антиабразивных свойств. Обращаясь к опыту использования многолетнего конкурента изделий «ка-бар» Джона Эка, отметим, что кожаные шайбы не лучшим образом показывают себя во влажном тропическом климате. Они плесневеют с той же интенсивностью, что и кожаные ботинки. Кожа также не является материалом, хорошо держащим форму.
Ножны «ка-бара» нового поколения в основной версии изготовлены из синтетического материала Kydex. Это жесткий симметричный футляр, равно пригодный для ношения ножа на обе стороны туловища. Некоторую проблему для пользователя составляет только трудность продевания поясного ремня в петлю подвески, скорее — в узкий «туннель» из пластика, да резиновое страховочное кольцо, накидываемое на набалдашник. Оно страхует так надежно, что, при необходимости извлечь нож быстро, пользователя может «постигнуть» некоторое разочарование.
Поскольку все улучшения стоят средств, производитель, наряду с «продвинутой версией» ножа, предлагает и экономичную — с уже упомянутым клинком без серрейторной заточки и кожаными ножнами прежнего образца.
Впрочем, деньги, как известно, приходят и уходят, а ножи остаются в семье.