Приступая к работе над новым ножом, я всегда уточняю у заказывающего его человека, каково будет «предназначение» клинка, из какого материала он хочет нож, какую форму и размер клинка, детали отделки, цвет будущего изделия он предпочитает.
«Включаясь» в совместный творческий проект Заказчика и Изготовителя, мы обговариваем все за и против тех или иных особенностей конструкции ножа, просматриваем каталоги и коллекцию демонстрационных фотографий изделий. Я внимательно выслушиваю пожелания партнера, иногда вношу свои предложения.
В конце концов, все нюансы обговорены и вопросы решены.
Заказ принят.
Как я уже говорил, Клинок я изготавливаю из готовых поковок, заготовок, полос, поэтому в первую очередь подбираю абразивный (обдирочный) камень для чернового изготовления клинка, придания ему необходимой формы и сведения выборок.
В настоящее время я изготавливаю клинки в основном из булатной, дамасской и легированной (нержавеющей) стали марки 95Х18. Мой субъективный подход таков — дамасскую и нержавеющую стали я обрабатываю абразивом средней твердости, а булатную предпочитаю обрабатывать мягким камнем. В обоих случаях абразив должен содержать составляющие крупной фракции.
Я работаю на точильном станке с двигателем 1500 об/мин, мощностью в 1,5 КВт. По возможности, желательно иметь два станка. Некоторые операции лучше производить на «трехтысячнике» (2800-2850 об./мин).
После того, как Клинок в принципе готов, я приступаю к приданию ему «эстетичного» вида. Процедура эта состоит из нескольких процессов.
Предварительный процесс — шлифовка на лепестковом круге (он состоит из лепестков набранной наждачной шкурки) с крупным зерном. Промежуточный — на лепестковом круге с зерном средней фракции.
Заключительная стадия перед полировкой производится при помощи так называемого «песочного круга» с зерном мелкой фракции. Я изготавливаю его, накатывая абразивный песок на войлочный круг, предварительно промазав его жидким стеклом.
Достигнув определенной степени равномерности «чистоты» поверхности клинка, приступаю к полировке, которую произвожу в два этапа.
Первый — на фетровом (войлочном) круге с нанесенной на него пастой ГОИ, второй — на тряпичном круге с той же пастой ГОИ. Есть промышленные «тряпки», но я предпочитаю изготавливать круг самостоятельно, сшивая заранее вырезанные из старых простыней или пододеяльников круги.
Если изготавливаемый Клинок из легированной стали, то после этих операций он на все 100% готов к сборке изделия (при желании на него можно нанести рисунок, орнамент или надпись). Если это булатная или дамасская сталь, то следующим этапом является травление в химических растворах для выявления структуры «рисунка» поверхности стали. Бывает, что требуется дополнительная полировка клинка. Каждый Клинок требует индивидуального подхода.
Основной этап — изготовление клинка (Клинок является основной составляющей ножа и его качество напрямую связано с режущими свойствами изделия) — закончен.
Рукоять. В основном я делаю ножи с рукоятками двух типов — цельные (клепаные) и наборные (с хвостовиковым креплением рукояти).
Если работаешь по принципу заказчика «я доверяю вашему вкусу», или делаешь нож на свой вкус, то пространство для творчества открывается огромное — от используемых материалов до формы переходов и вставок между ее частями.
В большинстве случаев при работе над рукоятью я использую дерево (ценные породы), оленьи и лосиные рога, кость (бивни, клыки).
Следующий этап — сборка.
Он многократно описан и, как правило, трудностей не представляет.
Нож готов.