| Содержание номера 

Безопасный полуавтомат


Одной из наиболее ярких новинок в конструкциях складных ножей стало появление на прилавках магазинов конца 1990-х совершенно нового вида моделей — ножей-полуавтоматов. В основе работы такого рода конструкций лежит принцип принудительного дораскрытия и блокировки откидного клинка складного ножа после его ручного приоткрывания не небольшой угол. Причины появления подобного дизайна следует искать в… законодательстве США, считающихся родиной этого направления.

Криминальный нож

В 1958 году, после пятилетней пропагандисткой кампании, Конгресс США утвердил запрет на торговлю между штатами автоматическими ножами, известными у нас также под термином «выкидухи». После утверждения президентом Эйзенхауэром, указанный запрет получил силу закона, действующего и поныне. За истекшие годы он «оброс» дополнительными запретами, формируемыми законодательством отдельных штатов. Даже в наиболее либеральном к автоматическим ножам штате Орегон, где разрешено производство, продажа, приобретение и владение автоматическими ножами, их ношение является противозаконным. А в прочих тридцати штатах даже факт владения автоматическим ножом является нарушением закона. Противозаконным квалифицируется перевозка и пересылка между штатами не только автоматических ножей, но каталогов и даже рекламных материалов, в которых фигурируют «выкидухи».

Как и в случаях с прочими видами «криминального» оружия (маскированного холодного оружия, кастетов и пр.), автоматические ножи попали под запрет вследствие популистских законопроектов, демонстрирующих неспособность властей навести порядок в сфере уличной преступности. В частности, в США, после Второй мировой войны, наступил экономический спад, обусловивший ухудшение криминогенной ситуации, осложненной, в добавок, массовым наплывом эмигрантов из разоренных войной стран Европы и Дальнего Востока. Выплеснувшаяся с улиц крупных городов на страницы таблоидов уличная преступность, хулиганство, грабежи, бандитизм, — пугал обывателя намного сильнее более «интеллектуальных» экономических преступлений и даже «красной угрозы» раздуваемой сенатором Джозефом Маккарти «охоты на ведьм».

У борьбы с автоматическими ножами тоже были свои «герои» — сенатор от штата Мэн Фредерик Дж. Пэйн (Frederick G. Payne) и представитель от города Нью-Йорк Джеймс Дж. Дэлани (James J. Delaney). Дэлани стал автором первого федерального законопроекта еще в 1954 году, направленного против торговли автоматическими ножами. В своей антиножевой риторике эти джентльмены взывали не к разуму электората, а его чувствам. «Ежедневно наши газеты сообщают об убийствах и нападениях с использованием ножей. Можем ли мы игнорировать пятна крови на наших улицах? Пусть мы и не решим проблему преступности полностью, избавившись от автоматических ножей, но мы вырвем из рук преступности их излюбленное оружие…». Много лет спустя, американские историки признают отсутствие значимого влияния этого запрета на криминогенную обстановку в городах. Пострадали от него только производители — компании Imperial и Colonial (Провиденс, Род Айленд), Schrade-Walden (Нью-Йорк) и George Schrade Knife Co. (Коннектикут). И, конечно, сами потребители.

Идя навстречу пожеланиям законопослушных коллекционеров и любителей ножей, американские производители начали поиск способов изготовления таких ножей, которые бы, с одной стороны, оснащались автоматически открываемым клинком, а с другой — были бы совершенно легальны в обороте...

 | Содержание номера