Ежегодно проводимая в Париже международная выставка SICAC (фр. Salon International du Couteau d’Art et de Collection) является важным событием не только для французских ножовщиков, но и претендует на эту роль в рамках всей Европы. С 1990 г. по 2002 г. организатором данного мероприятия был французский ножевой журнал La Passion des Couteaux. С 2002 г. его редактор Yvon Gaguesche продал издание и полностью сосредоточил свою деятельность на организации выставки.
В работе очередного салона, состоявшегося, как обычно, в самом центре Парижа в Maison de la Mutualite приняла участие добрая половина французских мастеров-ножовщиков и гости из почти 30 стран мира. Количество участников, включая неизбежных на таких мероприятиях поставщиков ножевых сталей, например, Bonpertuis или Fontenille Pataud из Thiers, составило 115 – явно меньше, чем десять лет назад, когда собиралось по 150-170 участников со всего мира, в том числе и из России.
Является ли столь очевидный спад следствием экономической депрессии, поразившей Европу в последние годы или виной всему банальный кризис жанра? Скорее всего, последнее, на что указывают и основные тенденции, аналогичные выставке ESPOLAMA 2007 (см. «Клинок» №4, 2007 г. – Ред.). Не следует также забывать, что до 1997 г. выставка SICAC завершала европейский сезон, открываемый другой французской выставкой – Festival du Couteau d’Art в Thiers. С тех пор ситуация качественно изменилась. Выставок стало намного больше, их проводят даже в Украине. Спрос и предложение носит уже иной, не ярмарочный, но структурированный характер.
Чем порадовал посетителей прошедший парижский салон? Данное мероприятие традиционно начинается по пятницам, после обеда, скромным неофициальным приемом Cocktailparty. В субботу в 9 часов утра выставка открывается для посещения ее VIP-персонами, пользующимися правом первой покупки. С 10 часов вход открыт для всех желающих. В субботу обычно приходит больше посетителей, чем в воскресенье. Посещаемость также зависит от количества других выставочных мероприятий: например, в 1998 году SICAC совпал по времени с проведением 100-го парижского автосалона…
В данном мероприятии приняли участие ножовщики из Чехии (Josef Rusnak – складные ножи), Норвегии (Gunnar Momcilovic), Израиля (Vladimir Burkovski – дамаск, резьба), США (Allen Elishewitz, Scott Slobodian, Matt Diskin и Bob Kramer) и других стран. Из них хотелось бы особенно выделить Боба Крамера, удостоенного почетного титула Mastersmith от ABS – американской ассоциации клиночников. Крамер специализируется на профессиональных кухонных ножах для шеф-поваров. Ножи Крамера предлагаются пользователю по цене от 440 (кухонный нож с клинком длиной 10 дюймов из индустриальной нержавеющей стали и черенком из железного дерева) до 600 (такой же нож, но с клинком из дамаска, длиной 8 дюймов и черенком из железного дерева) и 1 600 «евро» (профессиональный нож для суши с клинком из мозаичного дамаска, длиной 111/2 дюймов и черенком из туи).
В остальном экспозиция откровенно не порадовала. Почти все представленные направления прикладного искусства ножей наблюдаются без существенных изменений на протяжении добрых пятнадцати лет.
Однако, объективно, техника ремесла постоянно усложняется, плавно перетекая в прикладное ювелирное искусство. Примером этому – нож Stallion работы Johan Gustafsson из Швеции – мастера, давно и заслуженно известного своими работами с цветным (так называемым харалужным) булатом. Одно перечисление использованных в ноже материалов, утомляет: мозаичный дамаск, бивень мамонта, титан, сапфир, золото… Технология прекрасно отработана и красивые, хотя и похожие друг на дружку (и на изделия сардинца Antonio Fogarizzus) ножи предлагаются любителям такого рода авторских работ за 2500-3000 «евро».
Первый приз в номинации складных ножей из дамаска вполне заслуженно получил дебютант из Австрии Johannes Ebner, который своей работой Zebra продемонстрировал все возможности дамаска. Особенно впечатлили вставки на накладках рукояти ножа. Тематическую гравировку на черенке выполнил по мамонтовой кости Dr.H.P. Jensen. Художнику-анималисту удалось передать не только общеизвестную раскраску, но и специфику движения зебры. При всей своей декоративности, изделие сохранило четкость форм и очертаний ножа, чего нельзя сказать о многих других французских изделиях «малой пластики».
Семейная пара Nicole & Pierre Reverdy представила образчик своего «поэтического дамаска» (фр. Damas poetique). Нож «Дракон» впечатлил техникой пластики и гармоничным соединением стали клинка, серебра крестовины и мамонтовой кости черенка. Очевидно, что в данном случае само разграничение «клинка», «крестовины» и «черенка» весьма условно.
Еще одна пара – Isabelle & Pascal Graveline – предлагала отменные реплики ножей из французских музейных собраний.
Язык не поворачивается критиковать работы Chantal Gilbert из канадского Квебека. Ее техника использования благородного металла для отделки рукоятей «ножевых скульптур из серебра» всегда импонировала автору. Кроме скульптур и украшений для бутиков и ателье Шанталь предлагает и вполне реальные ножи.
Заинтересовала посетителей выставки и экспозиция Gerard Doursin, у которого, кроме складных ножей, вполне легально можно было приобрести и отличную шпагу в трости, на изготовлении которых тот и специализируется. Вообще же, художественный характер выставки отнюдь не означал, что на SICAC нельзя было купить традиционный французский или корсиканский нож и большие шансы быть проданными имели оригинальные ножи за меньшую цену.