Образ самой прохладыКистью рисует бамбукВ рощах селенья Сага.Мацуо Басё,перевод с японского Веры Марковой(Сага - селение возле Киото, известное бамбуковыми рощами - Авт.)Если у меня спросить, какие ассоциации вызывает слово «Япония», то я, не задумываясь, отвечу: «самураи и мечи». В принципе, к увлечению ножами я и пришел через свое увлечение Японией, которой, в свою очередь, заинтересовался при изучении знаменитой японской чайной церемонии — я очень люблю зеленый чай. Вот и сейчас, когда пишу эти строки, пью японский чай и слушаю японскую музыку.
Культ меча занимает одно из центральных мест в японском мировоззрении, что берет свое начало еще в древней мифологии. И это характерно не только для седых исторических глубин. Вспомните хотя бы японские документальные хроники периода второй мировой войны, где непременным атрибутом военных являлся меч. Спрашивается, зачем человеку, который летит в самолете на верную смерть, меч? Оказывается, нужен, ведь меч — это один из наиболее важных культовых предметов в японской культуре. Город Секи (префектура Гифу) — известный на протяжении более 800 лет центр японской оружейной промышленности. Кузнечное дело получило здесь свое развитие благодаря месторождениям железа, наличию угля и близости к источникам воды. С точки зрения производства холодного оружия, значение Секи для Японии столь же велико, как велико значение Шеффилда для Великобритании, для Испании — Толедо, а для Германии — Золингена. Со временем на месте кузниц выросли современные фабрики и заводы, и на сегодняшний день этот город стал одним из мировых центров по изготовлению режущего инструмента. Многие западные фирмы размещают свои заказы на местных предприятиях, которые работают по замкнутому циклу и на готовом изделии размещают логотип заказчика. Так уж сложилось, что на протяжении длительного времени японские ножовщики постоянно оставались в тени, в то время как их ножи работали на чужое имя и работали, следует заметить, отлично. Такое положение дел устраивало не всех и в результате японские производители стали предпринимать попытки самостоятельного выхода на мировой рынок. Они объединялись, разрабатывали собственный дизайн ножей, создавали новые торговые марки, успешные и не очень. Одним из наиболее удачливых примеров такой деятельности является Mcusta — ножевой брэнд корпорации MARUSHO KOGYO, расположенной в Секи. Хотя сама корпорация известна еще с 1964 года, самостоятельно на американский рынок она вышла лишь в 2005 году, представив на знаменитой выставке Shot Show свой новый брэнд — Mcusta. В 2006 году Предприятие повторно участвовало в этой выставке, а уже в 2007 открыло в США свой филиал — Mcusta Knives USA. В этом же году во многих журналах, посвященных ножевой тематике, появились статьи рекламного характера — практически одинаковые по содержанию. В общем, брэнд Mcusta начал стремительно набирать обороты... Во всех рекламных статьях и проспектах Mcusta, как правило, рассказывалось о том, что при создании своих ножей Предприятие использует компьютерные системы трехмерного моделирования, а каждая новая разработка проходит «полевое» тестирование, для ножей отбираются только самые лучшие материалы, обеспечивающие прочность и функциональность конечного изделия. Особо подчеркивается тот факт, что детали ножей вырезаются лазером и обрабатываются на станках с ЧПУ, а затем каждое изделие вручную собирается и проверяется мастерами-ножовщиками. Такой подход, безусловно, достоин похвалы, но ведь любая серьезная современная ножевая фирма работает точно по такой же схеме и не заостряет на этом особого внимания. Но на фоне других предприятий аналогичного профиля, фирму Mcusta выделяет оригинальность в ее стремлении объединения традиционных для Японии элементов культуры с современными ножевыми тенденциями и технологиями. Ярким примером такой индивидуальности стали специальные серии ножей Mcusta, в декоре которых использованы элементы традиционного японского изобразительного искусства Ka-Cho-Fu-Getsu — «Цветок-Птица-Ветер-Луна», тесно связанном с Bushido («Путь воина») — древним трактатом о правилах жизни и смерти самураев. Каждый нож инкрустирован стилизованными изображениями традиционных элементов японской культуры, среди которых сакура, бамбук, бабочка, журавль и пр. Другой пример яркой индивидуальности Mcusta — серия т.н. money clip — зажимов для бумажных купюр с изображением традиционных японских геральдических символов. Также в отделке некоторых моделей используется кожа ската, декор, имитирующий рукояти японских мечей, а на клинках ножей с дамасскими обкладками (San Mai) обыгрывается линия хамон. San Mai — в переводе с японского «три слоя». Применительно к конструкции ножа это означает, что его Клинок состоит из центрального слоя стали с высокой твердостью, «зажатого» между двумя слоями более «мягкой» стали. Что это дает? Упрощенно, чем выше твердость, тем дольше Клинок способен оставаться острым. Но повышение твердости стали чревато снижением прочности клинка — он становится более хрупким. Часто подбираются оптимизированные значения твердости стали — нечто среднее между твердостью, оптимальной для длительного сохранения остроты и твердостью, необходимой для обеспечения приемлемой прочности клинка. Но при этом ни «длительность», ни «прочность» не будут преобладающими факторами для такой стали. Для того чтобы не идти на подобный компромисс, применяется два основных способа. Первый — это зонная закалка, когда значения твердости режущей кромки и обуха отличаются — кромка тверже, обух — «мягче». Второй способ — сделать основной режущий слой достаточно твердым и защитить его от хрупкости «мягкими» слоями стали — посредством кузнечной сварки либо мягкого обуха, «мягкой» пластины с одной стороны клинка или двух пластин с разных сторон — как в случае с описываемыми ножами. Таким образом, получаем высокую стойкость режущей кромки без ухудшения прочности клинка в целом, т.е. при более высокой твердости Клинок остается достаточно прочным, что, как правило, присуще более «мягким» клинкам. На ножах Mcusta в качестве центрального слоя использована сталь марки VG-10. Обкладки выполнены из 33-слойного декоративного дамаска, что способствует не только повышенным прочностным свойствам клинка, но и внешней привлекательности ножа. Сталь VG-10 хорошо известна по ножам таких фирм, как Spyderco, Fallkniven и Al Mar. Кстати, компания Fallkniven на своих ножах также применяет ламинированную сталь VG-10, причем на дорогие модели тоже устанавливаются обкладки из дамаска. Если сравнивать ножи Mcusta с ножами фирмы Spyderco, изготовленными из стали VG-10, то центральный слой на ножах Mcusta закален до более высоких значений твердости. При этом следует заметить, что сталь на клинках ножей Spyderco первых выпусков также была закалена до более высокой твердости, но впоследствии фирма получила много жалоб от пользователей на излишнюю хрупкость своих изделий. С тех пор процесс термообработки был существенно усовершенствован, но твердость все же снизилась на 2-3 HRC во избежание дальнейших Рекламаций. Mcusta же, как и Fallkniven, для повышения прочности и внешней привлекательности своих ножей, ламинирует их клинки. Одним из наиболее привлекательных ножей Mcusta, с точки зрения автора, является модель Take из серии классических дамасских складных ножей MC-3. Take в переводе с японского означает «бамбук». Как уже упоминалось выше, бамбук — это один из традиционных японских символов, а в синтоизме бамбук играет далеко не последнюю роль — иногда святыни окружали бамбуковыми рощами, как частью священного барьера против Зла. Действительно, рукоять стилизована под фрагмент бамбукового стебля — с характерным разделением на сегменты. Рукоять ножа — металлическая, выполнена из дамаска и имеет объемную форму. Ее длина — около 89 мм. Проставок нет — рукоять полностью «прозрачная», собрана на двух винтах с каждой стороны (сверху и снизу), плюс ось, которая, кстати, анодирована в красивый темно-голубоватый цвет, что очень гармонирует с общей «стальной» композицией ножа. Слои дамаска на рукояти образуют красивый, если можно так выразиться, небрежно-упорядоченный рисунок, создающий эффект бамбукового стебля. Рукоять изнутри достаточно хорошо обработана, отверстия под темляк, естественно, нет (ведь это нож не для полевых условий эксплуатации), а навершие выполнено в виде пирамидки. Следует отметить, что в руке нож лежит достаточно удобно. Форма рукояти, несмотря на стилизацию под бамбук и выглядывающую пластину «лайнер-лока», вполне эргономична и не противоречит общей функциональности ножа. Клипсы для ношения на ноже не предусмотрено, зато в комплект поставки входит тканевый декорированный чехольчик Nishijin с «липучкой». Чехол снабжен петлей для ношения на ремне, хотя, на мой взгляд, сомнительно, чтобы я когда-нибудь носил нож в подобном чехле на поясе — уж очень он пестрый, этот чехольчик. Кстати, подобными чехлами комплектуются почти все ножи Mcusta, на которых конструктивно не предусмотрена клипса. К сожалению, ножи фирмы, в плане обработки металлических рукоятей, иногда выполнены несколько небрежно — остаются мелкие заусенцы после сверления отверстий и механических операций. А наиболее существенный недостаток, который присутствовал в моем ноже, заключается в том, что ближайший к навершию пропил на рукояти, имитирующий колено бамбука, выполнен на несколько миллиметров в стороне от нужного места. Не попали! Конечно, на функциональности ножа в целом это не сказалось, но осадок в душе остался... Зато к обработке самого клинка претензий никаких! Четкие грани, полная симметричность, хорошая заточка ножа «из коробки». Но что больше всего привлекает в этом ноже — это особый шарм трехслойного клинка, ламинированного 33-слойным дамаском. Четкий объемный рисунок, созданный чередованием светлых и темных линий, имеет другую структуру, чем на рукояти, а более яркий узор клинка, по сравнению с узором рукояти, притягивает к себе взгляд. Если присмотреться, то на обухе клинка заметны три слоя: более темный — центральный — из стали VG-10 и два боковых — более светлые обкладки. Конечно, Клинок длиной около 71 мм не предназначен для тяжелых силовых работ и применение обкладок продиктовано не стремлением сделать нож прочнее. Назначение обкладок из дамаска одно — декор. Такая структура оказалась вполне привлекательной, делая нож похожим на ювелирное украшение. Часто происходит так, что когда в ноже на первом месте стоит яркий дизайн, от этого страдает его функциональность. Но только не в случае с Mcusta: при завораживающем облике это, тем не менее, — вполне функциональный нож, способный выполнить соответствующую работу, даже такую, на которую не способны многие другие ножи аналогичных размеров. Этим ножом достаточно удобно чистить картошку, подтачивать карандаш, вскрывать упаковки, резать продукты (насколько позволяет длина клинка) и, самое главное, — его приятно просто держать в руках. Единственный недостаток, который, на мой взгляд, несколько портит такую идиллию — это толщина клинка — почти 3 мм. Для такого небольшого ножа она кажется избыточной, ведь увеличение толщины клинка ухудшает его режущие свойства. Клинок можно раскрыть за двухсторонний шпенек, анодированный в такой же цвет, что и ось на рукояти. Однако со временем я обнаружил, что от частого раскладывания ножа, в результате трения пальцем о шпенек, анодирование постепенно стирается. Открывание происходит плавно и мягко, хотя и туговато. Для облегчения гладкого скольжения клинка, в ноже применена система тефлоновых шайб. Ход клинка оканчивается четкой его постановкой на блокировку замком типа «лайнер-лок». Как уже упоминалось, пластина замка несколько выступает за край рукояти, но сделано это настолько грамотно, что палец руки не испытывает дискомфорта. Возможно, что при длительной тяжелой работе и можно было бы натереть себе палец, но ведь этот нож создан не такой работы — перед ним обычно стоят задачи несколько иного плана. Этот нож можно и даже нужно отнести к категории джентльменских ножей: он невелик, в кармане не мешается, имеет яркий дизайн и позволяет справляться с множеством задач, возникающих каждый день. Если сравнивать его с другими ножами в данной массогабаритной категории (с клинком до трех дюймов), то Take чувствует себя вполне уверенно рядом с «конкурентами» и может дать солидную Форумногим из них. В принципе, в последнее время именно данная категория ножей привлекает автора больше всего — удобно носить и использовать для мелких повседневных нужд. Хотя, если быть честным, то обычно я ношу два ножа — «большой», ярким примером которого является Spyderco Police или Military, т.е. представитель класса «четырехдюймовых» и «маленький» — с длиной клинка до трех дюймов. Один в кармане верхней одежды или в сумке, другой — в брючном кармане. И по сравнению с «большими» ножами, Take, конечно же, выглядит эдаким уютным «малышом». Теперь Mcusta TAKE — мой основной «костюмный» нож, а реакция окружающих на него однозначна: «Ух ты!» Даже люди, далекие от ножевой темы, сразу замечают, что эта вещь не простая и далеко не копеечная, а самое главное — она очень радует своего владельца! |