Бытует мнение, что название «нож» сложилось в те времена, когда этот предмет обладал магическими свойствами. Человек без ножа являлся как бы неполноценным, безножным (обезноженным). Не случайно отсутствие ножа приравнивалось к физическому увечью: «что без ножа — что без ноги», «без ножа — как без рук». Однако социальный статус этого же члена общества неизмеримо возрастал, стоило ему обзавестись ножом. Качество и ценность ножа зависят от выбранных материалов, качества ковки клинка, механической обработки и сборки. При этом не существует абсолютно правильной формы ножей — их красота определяется на взгляд владельца, и именно эти бесконечные вариации, создаваемые отдельными мастерами-ножовщиками, выделяют ножи среди других инструментов. Действительно, когда вы отправляетесь в магазин, чтобы купить отвертку или молоток, для вас главное — их функциональность. Если данный тип отвертки или молотка отвечает поставленной задаче, этого вполне достаточно. Вас мало интересует при этом эстетическая сторона вопроса. С ножами дело обстоит совершенно иначе. Конечно, можно подыскивать нож для выполнения определенной работы, но при этом вы, прежде всего, обязательно обратите внимание на то, как нож выглядит, как лежит в руке, насколько хорошо отточено лезвие. Выбирая нож для личного пользования, большинство людей примут во внимание одинаково как его форму, так и функциональность, возможно, даже не осознавая этого. Именно благодаря такому важному элементу как форма, мы имеем на сегодняшний день огромный выбор ножей. Но такой широкий выбор не подразумевает одновременно высокого их качества, зависящего от множества факторов, среди которых не самую последнюю роль играет поточное производство обезличенного товара. Нередко такие ножи не иначе как заточенными металлическими пластинами и не назовешь. В отличие от такой продукции, мастера-ножовщики в большинстве своем не занимаются заточенными пластинами, которые по ошибке некоторые считают ножами. Настоящие ножовщики делают первоклассный режущий инструмент. Парадокс нашего технологического века заключается в том, что в мире до сих пор существует и спрос на режущие ножи, и нехватка тех, кто умеет их делать. Один из таких мастеров-ножовщиков — Владимир Онищенко. Знакомство с ним состоялось во время работы выставки «Мастер Клинок-2007», организатором которой является ООО «Редакция журнала «Оружие и охоты», издающая и журнал «Клинок». Конечно, знакомство это не было случайным, поскольку на этой выставке случайных людей и случайных встреч просто не бывает. Ножи, изготавливаемые мастером, отличаются высокой функциональностью и подчеркнуто сдержанным декором, в котором нет ничего лишнего — каждая деталь строго продумана и находится на своем месте. Такие ножи могут практически использоваться на охоте или во время загородной поездки на пикник и одновременно являться «кабинетным» оружием, украшая интерьер рабочего стола или серванта. Но лучше, если о своих работах расскажет сам мастер. Владимир Онищенко любезно согласился ответить на вопросы корреспондента журнала «Клинок». — Владимир Алексеевич, как давно Вы занимаетесь изготовлением ножей? — Непосредственно в данной области я начал работать с 1985 года, когда мне исполнилось 16 лет. Тогда я изготовил свой первый нож. И хотя он получился довольно страшненьким, но явился некоей отправной точкой, границей между просто коллекционером ножей и начинающим ножовщиком (мое первое точило стояло дома в зале на ковре и подстеленной газете… в таких условиях и начинал работать). Ведь до этого моим хобби было коллекционирование «выкидных» ножей, которое в те годы было не совсем законным, но от этого не менее интересным и захватывающим. Во многом любовь к изготовлению ножей своими руками привил мне отец, который еще в первом классе научил меня пользоваться электросваркой и работе со слесарным инструментом. Никогда не забуду фразу отца: «Зачем покупать то, что можно сделать своими руками»… С тех пор изготовление ножей стало для меня настоящим увлечением. Не всегда оно приносило в дом желаемый достаток, но, тем не менее, уже 22 года я работаю в удовольствие. — Когда же в Вашей деятельности появилась коммерческая направленность, с чем это было связано? — В 1994 году я познакомился с мастером-ножовщиком Юрием Кульбидой, показал ему свои работы, предложил сотрудничество, и мы начали с ним работать. Вот тогда я и стал совмещать хобби и заработок. — Какие материалы и технологические приемы Вы используете при изготовлении своих ножей? — Абсолютно все мои ножи — ручной работы. Да и вообще, на данном этапе, кроме точила и ручной дрели, другими инструментами я практически не пользуюсь. Для клинков использую в основном уже готовый материал, который мне предоставляют известные в Украине кузнецы-клиночники — Дмитрий Назаренко и Александр Ходаковский. Но бывают и такие ситуации, когда сам заказчик приносит заготовку, тогда я самостоятельно осуществляю полный технологический цикл механической и термической обработки клинка. В последнее время все больший интерес для меня вызывает работа с дамасской и булатной сталями. Проще всего обрабатывать дамаск, хотя многое зависит от исходных сталей в пакете, и гораздо труднее промышленный булат — очень вязкий и износостойкий материал. Он быстро «садит» камень, который приходится править. Среди легированных сталей самая сложная в термообработке — 95Х18. При механической обработке клинка на заключительном этапе шлифовки я использую песочный абразив — слой песка, нанесенный посредством жидкого стекла на войлочный круг. Благодаря такому технологическому приему грань клинка не «зализывается». Полирую Клинок фетром с пастой гои. Наиболее сложен в полировке булатный Клинок. — Пытались ли Вы сами заниматься ковкой клинков? — Попытки были, когда я работал в кузне у Дмитрия Назаренко. Но дальше опытных экземпляров клинков дело не пошло. Все упирается в отсутствие на сегодняшний день у меня оборудованной кузни. Хотя ковка для меня — как наркотик, есть опасность переквалифицироваться в «клиночники». Интерес для меня представляет только ковка клинков, художественная ковка меня мало привлекает. Клинок я смогу сделать практически любой. Любой конфигурации, любой сложности. Я — оружейник. Сделать красиво украшенную игрушку — это одно, а изготовить Клинок, который является в каком-то смысле и ювелирным изделием, и в то же время по своей сути сугубо функционален — совсем другое. Мне кажется, любая вещь, если это не заведомо художественное произведение, должна быть практичной. Любой нож моей работы, даже если он лежит в серванте, в любой момент можно взять и использовать по прямому назначению. — То есть, Вы считаете, что Клинок должен быть, прежде всего, функционален, независимо от того, украшен он или нет. — Безусловно. Единственное, что, на мой взгляд, позволяет сделать исключение в плане функциональности клинкового оружия — это стиль «фэнтези». — Вы пробовали изготавливать клинки в стиле «фэнтези»? — Да, у меня было несколько работ, и они пользовались высоким спросом. Но эти работы очень сложно было позиционировать как хозяйственно-бытовые, поэтому я крайне сдержанно похожу к реализации таких проектов. — Существуют ли какие-то секреты мастерства, которыми Вы бы хотели поделиться с читателями? — Да их просто нет! Навык и только навык! И еще каждое мое изделие — это состояние души и настроение. То есть — вдохновение. Каждый нож — от вдохновения. Хотя практически я могу изготовить Клинок любой сложности. Именно Клинок я считаю основной своей специализацией. Еще я стараюсь не делать откровенный «холодняк», все мои ножи позиционируются как хозяйственно-бытовые, туристические или разделочные. В этом их привлекательность — ножи можно приобрести безо всяких разрешений и волокит, связанных с разрешительной системой. Это позволяет избегать правовых проблем и полностью сосредоточиться на творчестве. — В каких источниках Вы черпаете справочную информацию, откуда берутся те или иные новаторские решения? — Если есть возможность, работаю в Интернете. Опыт общения с коллегами также дает многое, особенно если они собираются в одно время в одном и том же месте, как это происходит, например, благодаря ежегодно проводимой в Киеве выставке «Мастер Клинок». Много информации к размышлению дают публикации в журнале «Клинок». Только там можно прочесть об украинских мастерах-ножовщиках, интересных моделях ножей и применяемых технологиях. Но самое главное, какого бы человек мастерства ни достиг — нет конца совершенству. Например, идею своих последних ножей я почерпнул в работах одного малоизвестного шведского мастера. Его работы подвигли меня на новый этап творчества, возможность которого я раньше себе и не представлял. — Как Вы считаете, какие перспективы для таких как Вы ножовщиков-штучников в нашей стране? Есть ли будущее? — Я думаю, будущее есть, поскольку все больше творческих людей приобщается к этому направлению прикладного искусства, законодательство стало более демократичным, да и покупатели становятся платежеспособными, имея возможность приобрести качественное изделие, которого больше нет ни у кого и в которое вложена частичка души мастера. — Приходилось ли Вам подсчитывать приблизительное количество изготовленных ножей? — Пожалуй, за 22 года практической деятельности — несколько тысяч! Для меня изготовление ножей уже стало как наркотик. Я обожаю это занятие и считаю, что мне крупно повезло, потому что я могу любимым делом зарабатывать себе на жизнь. — Где при желании можно приобрести Ваши ножи? — Сейчас пока только у меня. Но недавно я зарегистрировал частное Предприятие, оформляю лицензию на право торговли своими ножами, поэтому, надеюсь, что очень скоро их можно будет приобрести в киевских магазинах, а в перспективе — в магазинах Киевской области. — Ну и традиционный вопрос. Ваши планы на будущее? — Мечтаю о собственной мастерской, поскольку в данный момент работаю фактически под открытым небом. — Что бы Вы хотели пожелать читателям журнала «Клинок»? — Здоровья в первую очередь. И… они уже счастливые люди, поскольку живо интересуются столь захватывающей темой. Пусть их ножи всегда будут острыми! Беседовал Виктор Юрьев, фото автора |