Сабля по праву считается одним из самых совершенных видов клинкового оружия. Легкая, удобная и маневренная, на протяжении нескольких столетий сабля вершила судьбы целых народов. Рациональная и эргономичная рукоять сабли — оружия, пришедшего к нам с Востока — оснащалась крестовиной и перекрестьем с двумя выступами: один защищал руку от встречных ударов, другой останавливал оружие противника, скользившее вдоль клинка. Завершение рукояти служило опорой руке, противовесом клинку и не позволяло сабле выпадать при сильном ударе. В странах Востока сабля пользовалась особым почетом. Кузнецы-клиночники предлагали многочисленные ее модификации, позволявшие наилучшим образом реализовать потенциал этого оружия. Боевая эффективность сабли во многом зависела от кривизны клинка, его массы, расположения центра тяжести и оси рукояти. Из огромного многообразия восточных сабель принято выделять классические типы, сохранившие на протяжении длительного времени характерные формы и конструкции клинков и рукоятей. Это, например, турецкая сабля клыч, иранская шемшир, индийская талвар, китайская дао и другие.В истории украинского народа сабля сыграла огромную роль, став одним из самых выдающихся символов свободолюбия и независимости запорожского казачества. Хотя за неимением штатных, как в регулярной армии, образцов, украинское оружие было различного происхождения — польского, венгерского, турецкого, балканского или российского. Но это не помешало ему становиться легендарным в руках защитников Сечи и спустя столетия занять свое почетное место в музейных и частных коллекциях.Украина издавна славилась народными ремеслами, в том числе и оружейным. И хотя отечественные мастера заграничных «блох не подковывали», история донесла до нас предания о славе отечественного оружия еще со времен Киевской Руси.К сожалению, по ряду причин традиции изготовления холодного оружия в Украине были надолго утеряны и только в наши дни начинают возрождаться. Во многом это происходит благодаря труду по-настоящему увлеченных людей, мастеров-оружейников, творчество которых становится все заметнее, а работы приобретают неповторимые и яркие индивидуальные черты.Одним из таких мастеров является человек, о котором журнал «Клинок» неоднократно рассказывал на своих страницах, постоянный участник выставок «Мастер Клинок» — народный мастер Луганщины Александр Ткаленко. Его произведения отличают неповторимый стиль, совершенный дизайн и лаконичный орнамент, гармонично сочетающиеся с обязательной функциональностью изготавливаемого оружия.Известный своими шедеврами — саблей «Ночной дозор» и шашкой «Первый приз», которые стали призерами выставок «Мастер Клинок» в 2005 и 2006 гг., в этом году А. Ткаленко предложил новую работу — саблю казацкую «Колір України», выполненную в национальных цветах нашего государства, с клинком из дамасской стали.О том, как возникла идея создания этой сабли и как она реализовывалась практически, рассказывает сам Мастер.
Александр Ткаленко: Идею создания этой сабли мне подсказал экс-министр культуры Юрий Богутский. В 2003 году в Киеве, на творческом отчете делегации Луганской области, проходившем во дворце «Украина», я представлял свои работы по художественной обработке металла, которые, в основном, состояли из реплик российского строевого холодного оружия конца XIX века. Юрий Богутский с большим интересом и восхищением осмотрел выставку творчества мастеров Луганщины. Когда он во главе комиссии подошел к моему стенду, ему очень понравились представленные работы, но в процессе ознакомления он поинтересовался, почему я изготавливаю сабли и шашки только российского образца, и почему бы мне не попробовать создать оружие в национальном стиле. Юрий Богутский пожелал мне успехов в творчестве. Мы обменялись крепким рукопожатием, и я заверил министра, что обязательно создам нечто подобное. …Но только спустя 4 года я выполнил обещание, данное министру. Перечитав массу литературы, я пришел к выводу, к которому в свое время приходят почти все, интересующиеся историей оружия: украинской сабли, как таковой, не существует! Все, что было в арсенале украинского казацкого войска, — являлось трофейным, либо изготовленным местными кузнецами по образу и подобию такого оружия. Арсенал украинских казаков состоял из оружия разных стран, но самыми распространенными видами клинкового оружия являлись: турецкая сабля клыч, иранская сабля шемшир и польская сабля карабелла. Я решил остановиться на шемшире, поскольку подсознательно представлял себе саблю запорожцев именно такой. Я не стал брать за основу какой-то конкретный экземпляр исторического оружия, а решил дать волю своей фантазии и сделать такую саблю, при взгляде на которую ни у кого бы не возникало сомнений относительно того, в какой стране она изготовлена. По моим рисункам кузнец Михаил Красин отковал превосходную заготовку клинка из тройного торцевого дамаска. Сварив три крученых пакета, каждый в тысячу слоев, он выковал Клинок длиннее, чем я заказывал, но, увидев всю красоту узорчатой стали, я решил делать Клинок на всю длину поковки. Масса выкованной заготовки составляла 2,3 кг, а после обработки Клинок стал весить 800 грамм при общей длине 950 мм и толщине в обухе 10 мм. Восковую модель для перекрестья я решил делать самостоятельно, поскольку не мог ясно объяснить скульптору, что именно я хочу видеть. А когда не можешь объяснить — делай сам и добьешься того, чего ты хочешь! Когда восковая модель была готова, Валерий Яновский заформовал ее в гипсовую массу. После прокалки формы литье делали вместе, центробежным способом. Отливка из чистого серебра в целом получилась, но не обошлось без проблем, поэтому пришлось брать штихель и вручную прорезать детали. Примерно такая же ситуация возникла и в процессе изготовления рукояти. Все гравировочные работы я выполнял лично. Сам делал и черен рукояти. И хотя он прямой, но обернуть его шкурой ската оказалось делом непростым, пришлось повозиться. Но когда позолотил перекрестье и верхнюю втулку, эффект превзошел все мои ожидания — синий цвет в сочетании с золотом очень впечатляет. Художественную роспись клинка и прибора ножен сделал талантливый художник Юрий Малыгин. Быстро уловив мою идею, он воплотил ее в жизнь, тонко и красиво. Обух клинка я украшал сам, поскольку очень мелкий орнамент требовал тщательности и опыта в работе. Вообще, всю проработку рисунка, травление, я всегда выполняю сам, поскольку это наиболее ответственная работа. Крепление клинка и рукояти — нестандартное. Для такого оружия обычно используется пластинчатый монтаж, подразумевающий неразборную рукоять, склепанную наглухо. Я же предпочитаю, чтобы изделие можно было разобрать, а затем собрать. Поэтому я применил хвостовой монтаж, по принципу казачьей шашки. Ножнам сабли я также решил уделить особое внимание. Здесь меня очень выручило умение наносить синюю побежалость по стали, поскольку идея всей композиции заключалась в использовании только двух цветов, синего и желтого, которые являются цветами нашего государственного флага. Отсюда, собственно, произошло и название сабли — «Колір України». Деревянное основание ножен я обтянул синим бархатом. Когда был завершен центральный перехват ножен, я обратил внимание на то, что по форме он очень напоминает бабочку. А бабочка, как известно, является символом красоты. Устье ножен выполнено в форме лилии. Лилия — признанный символ власти. Наконечник ножен очень напоминает голубя с поднятыми крыльями. А голубь — символ мира! Квинтэссенция такой символики заключается в том, что власть должна заботиться о красоте и мире в своем государстве. Итак, на мой взгляд, задумка удалась! У меня получился флаг Украины, только в «сабельном» исполнении. |