На мой взгляд, среди публикаций в журнале «Клинок» особое место занимают те, в которых Авторы стремятся поделиться с читателями своим практическим опытом, по-своему бесценным. При этом круг их интересов весьма обширен и может касаться таких тем, как эксплуатация ножевых изделий, анализ новых моделей ведущих ножевых фирм, самостоятельное изготовление ножей или изыскания в области эстетики авторского оружия. Возможно, кто-то из достигших определенных высот мастеров пренебрежительно перелистывает эти страницы, рассуждая о том, что все это уже давно известно и не этим авторам «учить» столь изощренного «мэтра». Но, как правило, такие люди, в совершенстве овладев каким-то одним приемом художественной работы, все последующее свое творчество превращают в непрерывный акт самолюбования. Полагаю, что это совершенно неприемлемый подход к искусству, оканчивающийся тем, что такой мастер попросту начинает тиражировать достигнутое, не замечая путей к новым вершинам. В то же время многие из тех, кто только начал осваивать ремесло ножовщика, стремятся украшать свои изделия достаточно просто, не задумываясь об эстетике и гармонии. В результате плоды их творчества смотрятся довольно примитивно. Таким мастерам еще не хватает опыта и знаний, чтобы подняться до высот художественного творчества. Они просто не знают с чего начать… А начать следует с осознания той простой истины, что в ноже все должно быть красиво! И в стремлении к этому необходимо настойчиво овладевать различными техниками художественной работы, гармонично сочетая их в изготавливаемом ноже. По своему личному опыту могу сказать, что самая живая и интересная работа, происходящая как бы «сама собой», – это ковка и изготовление клинка для будущего ножа. А вот все последующие операции – это кропотливый и долгий процесс, требующий усидчивости и внимания. В данной статье я хотел бы познакомить читателей с ювелирными техниками «скань» и «зернь», которые издавна применялись не только для украшения ювелирных изделий, но и при отделке холодного оружия. Причем, традиция эта давняя и широко распространенная еще в Древнем мире. Так, в гробнице египетского фараона Тутанхамона (датируемой 1352 годом до н.э.), был найден кинжал, полностью изготовленный из золота. Его рукоять украшена геометрическими фигурами, выложенными мельчайшими золотыми шариками – зернью. В традиции древних славян искусные узоры, составляемые из завитков проволоки, напаянных на плоскость основы – так называемая техника скани (или филигрань), дополненная зернью, – широко применялась при изготовлении ювелирных украшений и подвесок. Я же впервые познакомился с этой техникой в Таджикистане. В праздничные дни женщины этой страны надевают на себя и свою одежду до 10 кг многочисленных серебряных украшений, каждое из которых является произведением национального ювелирного искусства. Особенно популярны «тумор» – нагрудные и височные подвески из серебра, с вкраплениями в сканный узор полудрагоценных камней. Благодаря этому изделие отличается нежной цветовой гаммой: в холодном отблеске серебра – розовые, голубые, белые капельки… Именно такого эффекта я пытаюсь достигнуть, если оформляю белое оружие – свои клинки – в восточном стиле... |