| Содержание номера 

Эффект бабочки.


История и классификация

Константин Цитович

Официально компания Benchmade берет свое начало в 1988 г., но фактически ее история началась намного раньше. В 1979 г. в Лос-Анжелесе (штат Калифорния) появилась компания Bali-Song Inc., основанная Лезом ди Эйсисом (Les de Asis). Название этой компании в полной мере отображало модельный ряд выпускаемой ею продукции. Лез изготавливал балисонги или, как он их еще называл в своих каталогах, «восточные ножи-бабочки», в основе которых был положен классический дизайн филиппинского ножа-»бабочки» образца 1872 г.

Слово «балисонг», кстати, имеет очень мало общего с островом Бали и народными песнями его жителей. Наиболее правдоподобная версия происхождения этого названия утверждает, что «Bali-song» на языке тагалов, одной из основных народностей Филиппинского архипелага, означает «сломанный рог» (буквально, «baling sungay»), и прижилось оно из-за того, что филиппинцы издавна применяли для рукоятей балисонгов накладки и вставки из рога.

Первые «бабочки» от Bali-Song Inc. изготавливались вручную. Вначале покупателям предлагалась всего одна модель, но с возможностью выбора формы клинка (Hollow ground или Bowie) и материала рукояти (медь или нержавеющая сталь с накладками из микарты или без них и с тремя вариантами цвета накладок). Материал клинка – нержавеющая сталь марки 154СМ, впервые использованная для массового ножевого производства.

Качество изготавливаемых Bali-Song Inc. ножей явилось просто недостижимым для конкурентов, что позволило компании завоевать значительный сегмент рынка, и в период с 1980 по 1982 гг. существенно расширить модельный ряд своих ножей-»бабочек».

В 1983 г. Bali-Song Inc. сменила название на Pacific Cutlery Corp. и перебралась в Северный Голливуд (штат Калифорния). Американский рынок балисонгов был практически полностью завоеван и Pacific Cutlery Corp. пришлось осваивать производство ножей других типов. В сотрудничестве с независимым дизайнером Джоди Сэмсоном (Jody Samson), в 1985 г. компания выпустила линейку из 9 складных и нескладных охотничьих ножей под общим названием Samson series, одновременно продолжая экспериментировать с линейкой балисонгов, предлагая все новые модели...

«Синий класс»

Вадим Куренков

Для пополнения своей коллекции ножом от Benchmade, я сделал выбор в пользу «синего класса», представляющего, так сказать, золотую середину.

Будучи городским жителем и офисным работником, я исходил из следующих соображений. «Золотой класс» изделий от Benchmade, безусловно, станет украшением любой коллекции, но меня остановила высокая цена на них. В «черном классе» на тот момент ничего не приглянулось, да и цена здесь редко снижалась до отметки 150 долларов. По качеству ножей «красного класса» у меня были сомнения, ведь Benchmade, сделанный на Тайване, был тогда еще в диковинку.

Ножи из «синего класса», представляющие классический ассортимент компании, имели практически безупречную репутацию качественных и надежных ножей с очень хорошим, я бы сказал, лучшим среди фабричных ножей соотношением цены и качества. Это и определило мой выбор в пользу «синей» линейки...

«Черный класс»

Фам Чунг Тхань

Может быть, любовь к режуще-колющим предметам передалась мне по наследству, возможно, сформировалась во время многолетних занятий различными направлениями восточных боевых систем и искусств, – трудно сейчас с полной уверенностью сказать. Одно знаю точно: по опыту нескольких лет службы в войсках специального назначения, режуще-колющие предметы не раз доказывали свою незаменимость. И не только в боевых условиях, но и в самых разных моментах повседневной жизни и быта в мирное время.

Как водится, с ростом опыта обращения с ножами, укрепилась и любовь к ним, но как всегда бывает, у каждой медали оказывается две стороны: каждый раз, увидев какой-либо нож, в первую очередь я смотрю и оцениваю его именно по критериям военных требований.

Для меня красота ножа заключается в его результативности при решении тех или иных задач. Это объясняет, почему практически все мои любимые ножи относятся к категории «военных» или так называемых «тактических»...

«Красный класс»

Виктор Вира

Людей, использующих ножи за пределами домашней кухни, немало. Кому-то достаточно одного ножа на всю жизнь. Кто-то приобретает новый после поломки/потери старого. Кому-то нужно сразу несколько ножей при любом выходе за пределы жилья – «на всякий случай». А кому-то ножи действительно необходимы по работе. Разным людям нужны разные ножи. А разные ножи и режут по-разному. И выглядят. И позиционируются. И соответственно, стоят.

Моделей ножей множество. Покупателей – гораздо меньше. Поэтому фирмам-производителям приходится волей-неволей бороться за своего клиента. В этой связи происходят интересные коллизии – производители с мировым именем, проверенной, и во многом уже легендарной продукцией, в борьбе за сохранение своего места на рынке разрабатывают и выпускают модели, которые истинными ценителями марки часто воспринимаются по-разному – от недоумения до полного неприятия.

…Здесь нет особой вычурности и плавности линий, нет сверхмодных материалов, нет оригинальных конструкторских решений, нет поражающего воображение «хайтека». И в дополнение ко всему, зачастую эти ножи не производятся в США, Западной Европе или Японии. Их «место рождения» – Китай, Тайвань либо Корея. Это не подделки. Не «липа». Не клоны. Это следствие мировой тенденции к удешевлению производства.

Это ножи известных производителей, которые позиционируются как ножи «для всех» – новичков, пользователей, которым не критично место происхождения изделия или тех, кто не спешит выложить за нож кругленькую сумму. Это ножи, созданные сугубо для работы, но которые сохранили качества, присущие изделиям всемирно известного производителя. С хорошим материалом клинка и рукояти. С отлично работающим механизмом. С проработанной эргономикой. Но, – меньшей ценой! Это эконом-класс.

Для примера можно привести линию Byrd от Spyderco. У компании Benchmade, о продукции которой идет речь, такие ножи составляют «красный класс» (Red Class)...

 | Содержание номера