| Содержание номера 

Надежно, функционально, красиво…


Знакомство с украинским мастером-ножовщиком Владимиром Ивановичем Чечко произошло во время очередной выставки, посвященной охоте и рыбной ловле (в таких выставках наш журнал регулярно и активно участвует). Конечно, знакомство это произошло не случайно, ведь именно такие тематические мероприятия открывают широкие возможности для общения людей, связанных общностью интересов.

Ножи, представленные мастером, отличаются своей универсальностью. Они могут практически использоваться во время охоты и одновременно быть «кабинетным» оружием, украшая интерьер жилого помещения. В декоративной отделке ножей привлекает использование техники, ставшей традиционной, но отчего-то редко используемой украинскими мастерами: выжигание по кости и тиснение кожи.

Корр. – Владимир, как давно вы занимаетесь этим интереснейшим ремеслом – изготовлением ножей?

В. – Всегда хотелось иметь такой нож, который бы мне нравился и был удобен. Готовых ножей, отвечающих этим требованиям, я не встречал. И поэтому лет пятнадцать назад попробовал сам сделать такой нож. А, изготовив свой первый образец, уже не смог остановиться. Изготовление ножей стало моим хобби в течение ряда последующих лет. Лишь недавно я почувствовал, что приобретенный опыт позволяет заниматься этим ремеслом профессионально.

Корр. – Каким образом происходило обогащение вашего личного опыта специфическими знаниями, необходимыми ножовщику.

В. – Первые навыки ручной работы приобрел, наблюдая за работой отца. Он любит и умеет мастерить. Затем стал работать на производстве. Навыки слесаря и электрика, приобретенные при этом, также оказались не лишними. В результате, как-то само собой у меня и сложилось сочетание знаний и навыков, необходимых для выполнения таких работ.

Ну и, конечно, чтение посвященной этому вопросу литературы, которой на сегодняшний день еще очень мало, особенно если принимать во внимание компетентность авторов. Поэтому журнал «Клинок» по многообразию публикуемых материалов и основательности изложения затронутых тем занимает в этом ряду видное место. Чтение пробуждает творческую активность, дает возможность заочно сравнить свои ножи с изделиями других мастеров.

Все эти факторы: совершенствование практических навыков; поиск технологий и материалов, способных дать в конечном результате надежное и функциональное орудие труда; экспериментирование с техниками декоративного оформления, опыт применения которых можно почерпнуть из соответствующей литературы; созерцание изделий других мастеров – все это и является в конечном итоге копилкой личного опыта.

Корр. – Какой материал вы предпочитаете использовать в своих ножах?

В. – Традиционные материалы, дающие гарантию качества и не вызывающие сомнения среди охотников и любителей ножей. Для клинков это нержавеющая сталь 95X18, обладающая высокой прочностью на излом и одновременно способная существенно увеличивать показатель твердости при термообработке. К тому же эксплуатация на охоте ножей из этого материала не вызывает сложностей из-за высокой устойчивости такой стали к коррозии.

Для рукоятей ножей предпочитаю дерево и кость. Эти материалы красивы, приятны «на ощупь». Именно эти материалы позволяют применить в декоративном оформлении ножа техники, создающие у владельца ощущение традиционности этого предмета. А ведь охота – это одно из самых традиционных занятий человека, и все предметы, имеющие к ней отношение, должны быть носителями выработанных в течение длительного времени признаков охотничьего классицизма.

Корр. – Какие приемы декоративного оформления вы применяете при изготовлении ножей?

В. – Прежде всего следует заметить, что не все металлы в процессе эксплуатации, при воздействии агрессивной среды, совместимы друг с другом. Поэтому в конструкции рукояти ножа я стараюсь использовать металлические элементы, изготовленные из нержавеющей стали. Так что крестовина и навершие могут украшаться в том же стиле, что и Клинок. (Исключением может стать желание заказчика, с которым обычно оговариваются все нюансы конструкции, например, использовать в рукояти цветные металлы.)

Для получения декоративного рисунка я использую электрохимические процессы: многократное травление и покрытие стали клинка слоем других металлов, способных раскрасить и оживить рисунок.

Ножны для ножей изготавливаю из качественной кожи и украшаю их рельефным, тисненым, изображением диких животных.

Изготовление ножа очень кропотливый процесс, но конечным итогом является не только готовая вещь, но и моральное удовлетворение автора, сумевшего создать вещь именно такой, какой она была задумана!

 | Содержание номера