На протяжении тысячелетий холодное оружие являлось постоянным атрибутом цивилизации. Оно помогало людям в борьбе как с недругами, так и суровой природой. Поэтому и отношение к холодному оружию у людей особое. В течение веков эта близость, вероятно, запечатлелась на генетическом уровне. Иначе чем можно объяснить охватывающее вас чувство благоговения, когда пальцы вашей руки касаются холодной стали старого клинка. Или то чувство опасности, ощущение «мурашек по коже», когда человек смотрит, как ему кажется, на «агрессивные» формы холодного оружия.
У разных людей один и тот же предмет может вызывать различные эмоции и чувства. И главное в этом феномене то, что холодное оружие никого не оставляет равнодушным и даже если кто-то об этом заявляет, это всего лишь поза, вызванная неким комплексом «цивилизованного человека» (духовным стереотипом, рожденным пацифистскими настроениями последних десятилетий истории современного общества). И, тем не менее, даже в этом случае у нашего современника в глубине души рождается нечто, нуждающееся в активном опровержении и отрицании, потому что чувство это не «соответствует» морали общества. (Даже к слову «оружие» в духовной концепции современного общества отношение однозначно отрицательное.) Понимание этого феномена, включающего в себя переплетение психологических, моральных и законодательных аспектов существования холодного оружия в обществе — очень важно. Это единый комплекс вопросов и решать каждый из них в отдельности, в отрыве от рассмотрения остальных аспектов — путь, ведущий к дальнейшим заблуждениям!
Вместе с ХХ веком холодное оружие ушло в прошлое, исчезло с полей сражений. Казалось бы, с потерей практического значения для цивилизации, в наше прагматическое время о нем должны забыть. Но регулярность, с какой проводятся различные выставочные мероприятия, посвященные холодному оружию и число посетителей, порой приезжающих издалека только для того, чтобы соприкоснуться с этим пластом культуры — говорит об обратном!
Количество кузнецов-клиночников и дизайнеров-ножовщиков в последние десять лет стало стремительно увеличиваться. Родилось совершенно новое направление, которое должно изучаться искусствоведением — «авторское художественное холодное оружие».
Сейчас термин «авторское оружие» у людей, интересующихся ножевой культурой, достаточно популярен. Но, как показывают наблюдения, не всегда он трактуется однозначно.
На первый взгляд все как будто просто. Любой нож, задуманный мастером и любовно им исполненный, отличающийся от подобных изделий других мастеров, уже сам по себе является авторским. Так и было с древнейших времен, когда каждое изделие отковывалось, шлифовалось и отделывалось одним мастером и несло в себе черты индивидуальности. Но можно ли назвать такие клинки «авторским оружием», ведь изготовление функционального оружия (а это была единственная цель мастера) диктовалась лишь уровнем организации производства. И даже некоторое стремление мастера к украшению своих изделий (как это может казаться с позиций нашего времени) в далекие времена имело сугубо практическое значение. Такое украшение являлось неким магическим знаком, усиливавшим эффективность оружия.