| Содержание номера 

"Ёжик"


Известный московский кузнец и мастер-ножовщик Геннадий Константинович Прокопенков давно уже стал легендарной личностью. За много лет беспорочной деятельности он достиг высочайшего мастерства в своей профессии, а в особенности - в выделке кухонных и мясницких ножей, ставших «коньком» мастера.

Нож «Ёжик» несколько отличается от привычного модельного ряда ножей Прокопенкова и определяется как «универсальный полевой нож», предусматривающий широчайшее разнообразие сфер применения – от нарезки продуктов на привале до резьбы по дереву: он «разделочник», «кухонник», лесной, походный нож…

При создании «Ёжика» Геннадий Константинович воплотил в нем свои наивысшие достижения в искусстве «ножеделания» и в результате получил выдающееся по своим характеристикам изделие.

Поскольку основа любого ножа – это Клинок, то при его описании с клинка и начнем.

Для клинка «Ёжика» был использован уникальный материал, называемый «волновой сталью». Такое название было дано из-за проявляющегося при травлении клинка красивого волнистого узора. «Волновая сталь» получается в результате специальной технологии – являющейся личным «ноу-хау» мастера – ковки и термообработки инструментальной стали Х12МФ, после которой Клинок приобретает свойства, присущие, разве что, легендарному булату.

Стиль и рука мастера сразу же узнаются по чудной геометрии клинка «Ёжика». Выделан он так называемым тройным клином, получившим в последние годы огромную популярность среди российских мастеров-ножовщиков и ножевых фирм. Тройной клин – это клинообразная форма спусков клинка (от обуха к лезвию), клинообразная форма обуха (от основания к острию) и клинообразная форма собственно самого клинка (от пяты к острию). Такой строй обеспечивает минимальное сопротивление разрезаемого предмета: Клинок не только великолепно режет, особенно мягкие и вязкие продукты, но еще и великолепно колет, встречая за счет строя клинка минимальное сопротивление материала. Все, кто пользовался «Ёжиком» (да и другими ножами работы мастера Прокопенкова), отмечали, что при разрезании прилагается минимум усилий: складывается впечатление, что нож попросту проваливается…

Перефразируя известную оружейную поговорку «Стреляет ствол, а попадает ложа», можно сказать, что режет Клинок, а вырезает – рукоять.

Как правило, рукояти своих ножей Г.К. Прокопенков подгоняет по руке заказчика, но и стандартная форма рукояти «Ёжика» весьма ухватиста и очень удобна при длительной работе – как при разделке мяса или шинковке овощей, так и при работе по дереву. Материал рукояти – кевазинго (розовое бразильское дерево) – это прочная, красивая древесина различных оттенков розового цвета с красными и коричневыми прожилками. Кевазинго является природным каучуконосом, поэтому имеет отличную стойкость к влаге и гниению. Латунный больстер (более традиционное название – оковка – прим. ред.) великолепно гармонирует с древесиной рукояти и матовой поверхностью клинка, и, как вершина всего, – прекрасный монтаж, не оставляющий предательских зазоров между клинком и больстером – излюбленным местом скопления остатков продуктов, являющимся «курортом» для всевозможных микробов и болезнетворных бактерий.

Неотъемлемая часть любого нескладного ножа – это ножны.

Солидные и внушающие уважение к владельцу своей добротностью ножны «Ёжика» выделаны из телячьей кожи и имеют классическую конструкцию с глубокой посадкой ножа на две трети длины рукояти, исключающей его случайное выпадение. Ножны снабжены пластиковой вставкой, предотвращающей их случайное повреждение острым клинком. Свободный подвес обеспечивает удобство как при ношении, так и при нахождении в автомобиле, лодке или охотничьей засидке.

Конечно, при индивидуальном заказе можно подобрать и более изысканное дерево для рукояти или металл для больстера – современный рынок способен удовлетворить любой каприз заказчика и предоставить как экзотические сорта древесины необыкновенных свойств и расцветок, так и интересные сплавы и традиционные ценные металлы – мельхиор, нейзильбер, серебро, титан… Но знатоки ценят «Ёжик» не столько за красивый внешний вид (множество художников и ювелиров выпускают куда более художественно оформленные изделия), сколько за его уникальные рабочие свойства – «волновую сталь», строй клинка, форму рукояти, общий баланс – за все то, что ведет к единой цели – достижению оптимального сочетания рабочих характеристик ножа.

P.S. Кстати, сам Г.К. Прокопенков в качестве ножа «на каждый день» использует именно миниатюрный, художественно офор-мленный «Ёжик».

 | Содержание номера