В наши дни популярность японского меча феноменальна. О нем слагают и пересказывают легенды, возведя в ранг мистического древнего сверхоружия. Но при описании меча, уделяя огромное внимание клинку и его функциональным возможностям, часто обходят стороной незначительные, казалось бы, второстепенные детали оправы. И напрасно… Во-первых, второстепенных деталей в боевом оружии, неизменно существующем на протяжении уже около 1200 лет, быть не может. Во-вторых, указанные детали позволяют взглянуть на меч с непривычной для европейского мышления стороны.
Самое видное место в оправе японского меча занимает цуба — пластина, находящаяся на стыке клинка и рукояти. О ней наше повествование.
Назначение
Прежде всего необходимо уточнить функциональное назначение этого предмета. Из статьи в статью переходит сравнение цуба с гардой (крестовиной европейского холодного оружия, служащей для защиты кисти при фехтовании). Это сравнение неверно. Достаточно вспомнить эволюцию этой сугубо функциональной детали длинноклинкового европейского оружия от VIII-X вв. до начала XVII в. По мере развития искусства фехтования небольшая крестовина вытянулась, получила дополнительные защитные дуги и в конце концов, корзинообразным эфесом закрыла всю кисть. Неужели японцы не могли придумать для своего меча такую же надежную защиту?
Все объясняется различием подходов к фехтованию на Востоке и Западе. Если в Европе совершенствовалась техника фехтования, придумывались все более изощренные приемы, применив которые, возможно было одержать победу, то на Востоке техника фехтования, оформившись в некую логически и функционально завершенную систему, остановилась в своем развитии еще в древности.