| Содержание номера 

Николь и Пьер Реверди, Франция


В то время, как специализированные выставки в Украине хиреют и превращаются в дешевые во всех отношениях, разве что исключая цену входного билета, мероприятия, традиции парижской международной выставки SICAC (фр. Salon International du Couteau d\'Art et de Collection) по-прежнему гарантирует посетителям незабываемые минуты знакомства с прекрасными изделиями именитых европейских мастеров-ножовщиков. С 1990 г. по 2002 г. организатором данного мероприятия был французский ножевой журнал La Passion des Couteaux. С 2002 г. его редактор Yvon Gaguesche продал издание и полностью сосредоточил свою деятельность на организации выставки.

Традиционным участником этой выставки является семейная пара Nicole & Pierre Reverdy. Пьер Реверди известен «поэтическим дамаском» (фр. Damas poetique).

Пьер Реверди и его жена и соавтор Николь — крупнейшие современные французские мастера холодного оружия, создатели собственного творческого метода и уникальной техники поэтического дамаска.

Пьер Реверди родился в Сен-Жермен-дю-Буа (Франция) в 1960 году. По признанию самого Пьера, в 1974 году на ярмарке ремесленного искусства, наблюдая за работой кузнеца, он впервые заинтересовался своим будущим делом. Впервые испытанное им тогда чувство сопричастности с созиданию и восхищение перед работой мастера не оставляло его впредь и помогло стать одним из талантливейших кузнецов современности с международной репутацией, отмеченной многочисленными наградами.

Всемирно известный в будущем мастер начал работать с железом в 16 лет, получил профессиональное техническое образование. Кузнечному делу учился в ассоциации ремесленников «Compagnons du Devoir» (Франция) на протяжении семи лет, затем стажировался в Англии и США.

Окончил Национальную школу дизайна (Париж).

Пьер познакомился с дамаском, будучи уже зрелым мастером ковки, имея за плечами 10-летный опыт работы в кузнице. В 1985 году, заинтересованный таинственными рисунками на металле, Реверди обратился к американскому «патриарху» мастеру-ножовщику Дэрилу Мейеру с просьбой обучить его этому искусству. Однако традиционных техник дамаска («дикого», штемпельного и мозаичного) французскому кузнецу оказалось мало. Пьер Реверди вошел в историю дамасской стали, разработав новую методику, базирующуюся на применении высокотехнологичных инструментов и позволяющую создавать на клинке рисунки высочайшей изобразительной и композиционной точности — технику поэтического дамаска.

Свои идеи мастер реализует помощью электроэрозионного аппарата, приобретенного мастерской Реверди в 1992 году. Посредством этого аппарата в толще стального блока вырезается задуманное изображение и заполняется вкладышем идентичной формы, извлеченным из блока другого металла. После этого оба фрагмента свариваются в единое целое и начинается процесс ковки, в результате которого создается сталь поэтического дамаска. Чтобы применять аппарат для электроэрозионной обработки (EDM) в своей работе, Пьер прошел обучение на промышленном предприятии и с нуля освоил программирование.

Однако поэтический дамаск — это не только мастерски выверенный результат скрупулезного анализа и проектирования будущего узора, но и ключ к прочтению произведения искусства. За каждым ножом, созданным тандемом Реверди, стоит образная идея, некий замысел, который рождается из истории — а словами Николь Реверди — из «мечты» заказчика и его особой ауры.

Рабочий процесс в мастерской Реверди — творческий поток обсуждений, набросков и скульптурных макетов, в котором идея развивается и становится осязаемой. Каждый новый проект призван воплотить образ реальной личности, поэтому и технология, разрабатываемая для его воплощения, неповторима и зачастую держится в секрете. Пьер и Николь не хотят лишать свое искусство «магии». Их принцип в том, чтобы удивлять, подобно фокуснику.

Композиции четы Реверди — настоящие сокровища мировой культуры. Их работы есть в ведущих оружейных коллекциях: Патрика Луи Виттона, бывшего министра культуры Франции Фредерика Миттерана, королевы Великобритании Елизаветы II, короля Испании Хуана Карлоса и других.

В ножевом деле Пьер в первую очередь кузнец — хайтек-кузнец и арт-кузнец, ему больше нравится работать с формой, а не с точной механикой (пантограф в его студии пылится уже много лет). Пьер предпочитает делать нескладные высокохудожественные ножи, используя свой фирменный «поэтический» дамаск.

 | Содержание номера