«Совсем не похож». Именно так можно охарактеризовать первое впечатление от двух ножей, выпущенных одним производителем в одном и том же году. Недаром среди отечественных коллекционеров и исследователей бытует мнение, что ЗИК — Златоустовский инструментальный комбинат изготовлял одновременно два разных ножа.
История ножа обр. 1940 г. уже была довольно подробно, описана в журнале «Клинок». К сожалению за рамками публикации остался ряд аспектов данной темы, не безынтересных как для серьезных коллекционеров, так и просто для любителей старого оружия. Речь пойдет о производственной и служебной маркировке ножей, и степени их сохранности.
Сегодня на отечественном блошином рынке мы наблюдаем широкое предложение ножей обр. 1940 г. Полная стихийность предложения и спроса, значительная разница запрашиваемых покупателями цен, вплоть до смешной суммы в 200 долларов США, в купе с не менее наивными обсуждениями на Интернет-форумах, свидетельствуют о неразработанности данного направления не только в отечественном, но даже в российском коллекционировании.
Обратимся к анализу доступных нам иконографических материалов и отдельных изделий. Происхождение и типология ножа 1940 г. остаются для меня загадкой. Фото из российских архивов, изображающее Государя Императора Александра Александровича в охотничьем костюме свидетельствуют о том, что ножи типа так называемой русской финки, которые по своим формам близки ножу обр. 1940 г., уже существовали в 1890-х гг. Не секрет, что финские ножовщики числились в поставщиках Двора Его Императорского Величества. Со временем полюбившиеся пользователям ножи стали изготовлять отечественные кустари и индустрия.
Техника исполнения и клеймение предлагаемого вниманию читателей ножа обр. 1940 г. из собрания автора указывают на высокий профессиональный уровень российских ножовщиков, также — высокую технологическую культуру производства. В номенклатуру изделий Златоустовского инструментального комбината в 1920-30-х гг. входили ножи охотничьи, также якутского и финского (норвежского) образцов, изготовлявшиеся для потребностей меновой торговли пушным сырьем. На предприятии имелись кадры ножевщиков и отработанные технологии, поэтому даже переход к спешному и массовому военному производству не сопровождался падением качества работы старых мастеров.