Жанр реплик — новоделов антикварного оружия — возник во Франции в правление Луи-Филлипа — короля стремительно социализировавшейся буржуазии, настоящий культурный блеск ему придал сумеречный тевтонский гений. Если в предвкушавшем декаданс и коммуну Париже 1860-х гг. изготовление «рыцарских мечей» стало синонимом последней степени падения для оружейников, то бодрый бидермайер «грюндеров» — строителей Германской империи — просто требовал наследия благородных предков, на котором стали специализироваться многочисленные оружейные предприятия Золингена, например, вполне солидная фирма Weyersberg, Kirschbaum und Cie (WKC). Так возникло стилистическое направление историзма, которому мы обязаны современным обликом большинства «реконструированных» замков, доспехов и оружия в тогда германоязычной Средней Европе.
В конце 1980-х гг., «статическое» существование реплик мечей и доспехов завершилось. Им нашлось и «динамическое» применение. Причиной чему стали Толкиен и растущее качество жизни. Рост доходов среднестатистических потребителей позволил расходы на излишнее, а отсутствие перспектив в жизни потребительского социума (ну, вторая машина, дом во французской глубинке, пол сменить, а дальше что…) сделало это излишнее необходимым. Одной из форм бегства от надоевшей даже нам застойной действительности восьмидесятых, стало движение исторической реконструкции второго поколения.
Новые пользователи привнесли свои требования в мир реплик. Если прежде новоделы оружия и доспехов в том числе — в экспозиции Национального музея истории Украины, где они успешно заменяют оригиналы XV-XVII ст., легко было отличить по невозможности ими пользоваться, то нынешний потребитель зачастую ищет именно «боевое» оружие. Именно оно приобретает все большую популярность в Европе. Торговля реагирует на растущий спрос и предлагает постоянно растущий ассортимент моделей, охватывающий различные исторические периоды: от Древнего Рима до Первой империи во Франции. В этом многообразии сложно ориентироваться без постоянного мониторинга рынка. Рядовой потребитель в Украине просто обречен быть «кинутым» нашей торговлей. Поэтому, если вам пришла в голову похвальная идея поупражняться с мечом для общего духовного и физического развития или подарить его другу-мещанину, метящему во дворянство, то просмотрите эту статью.
Как и олимпийские фехтовальные дисциплины в рамках Международной федерацией фехтования (FIE), так и неформальные фехтовальные дисциплины, включающие в себя историческое и театрализованное фехтование имеют свои правила. Сосредоточимся на стальном оружии, как относительно более редком и дорогостоящем, а также представляющем наибольшую опасность для пользователя, его оппонентов и третьих лиц. Для фехтования таким оружием необходимы доспех и базовая подготовка. С путями обретения как первого так и второго в Украине «напряжонка».
Основным производителем как театральных, так и фехтовальных мечей являются китайские (Pieces of History/Paul Chen Hanwei), индийские (Dehli Gun House, Windlass Brothers), итальянские (DelTin), испанские (Marto), немецкие (Drahenschmiede, Thors Schmiede), английские (Albion Armorers) фирмы. Их продукция реализуется при посредничестве торговых фирм, таких как Frankonia, Haller Stahlwarenhaus, Koelner Schatzkammer, реже — самостоятельно. В основном из этого источника, при посредничестве отечественных дилеров, данный товар поступает и на украинский рынок. Почему и имеет смысл рассматривать именно первичное предложение, чтобы ориентироваться в накрутках из вторых рук.
Имеет ли современный меч душу, вопрос политически некорректный. Валовой фехтовальный меч рассчитан на рядового европейского «юзера». Основным критерием, заложенным в него, является гармоничное соединение экономичности и безопасности. Это Вам не Дюрендаль с Бальфуром, магическими свойствами которых потребителям морочили головы вплоть до Вестфальского мира (1648 г. Ред.). Вместе с тем, качество такого меча вполне приемлемо и отвечает предназначению. Материал —сталь с содержанием углерода 0,5-0,65%; немецкие, так называемые «золингеновские» сорта стали 1050, 1065, были созданы в конце XIX ст. специально для изготовления холодного оружия. Такой материал по содержанию углерода отвечает лучшим мечам периода позднего Средневековья (0,7%) и значительно превосходит более ранние изделия (0,4-0,5%).