«Швейцарский армейский нож» известен, пожалуй, всем. По данным многочисленных потребительских опросов он принадлежит к числу наиболее охотно носимых моделей.
Появление «солдатского ножа»
В солдатской жизни нож востребован, прежде всего, как многофункциональный бытовой инструмент. Попробуйте, например, порезать хлеб штыком… Вместе с тем, крайняя ограниченность солдатского «хозяйства», когда все свое несешь на себе, выдвигает к такому инструменту совершенно особые требования. Даже компактные обиходные ножи наподобие германского Knicker, французского Capuchadou или нашей «финки», слишком велики для ношения в кармане. Кроме того, командование любой регулярной армии без восторга встречает появление у солдат большого ножа — казарме он ни к чему. (Наполеон ввел за своим обеденным столом ставшие привычными нам тупоконечные ножи — темперамент его маршалов давал достаточно оснований для подобной предосторожности)
Складной нож появился и получил распространение именно в обществах с сильной централизованной бюрократической властью, где ношение оружия населением не поощрялось. Характерные очертания бритвенного ножа он получил уже в Римской империи. В средневековой Испании ножи «наваха» были известны также под наименованием «солдатских». Но настоящая популярность пришла к складному ножу только после индустриальной революции, сделавшей его производство массовым, а цену доступной.
Золинген? Нет, Тьер!
Читателю наверняка известно о существовании такого мирового центра ножевой промышленности как Thiers (Тьер). Ведь именно там, в 1829 г. состоялось рождение современного складного ножа. Кузнец Pierre-Jean Calmels соединил в одной конструкции основное достоинство навахи — ее компактность, с более простым устройством, когда вместо фиксатора (фр. cran d'arret), для подпирания клинка служила пружина в спинке черенка. Такой нож был вполне безопасен для владельца, как в сложенном, так и в разложенном состоянии. (пружина во французских ножах laguiole несколько сильнее, чем принято у нас).
Вскоре Тьер стал мировым центром по производству таких ножей, известных также под названием «охотничьих» и «солдатских». Мало кто знает, что в XIX веке основная масса «навах» ввозилась в Испанию из Франции. Согласно статистике, в 1850 г. было ввезено 1 100 208 шт., в 1860 г. — 1 422 204 шт., в 1865 г. — 1 608 816 шт.
В книге Les couteaux de nos soldats (фр. «Ножи наших солдат») подробно рассматриваются изменения дизайна таких массовых изделий. Специалисты считают, что вторым после клинка предметом, ок. 1850 г. стало шило. Оно было крайне необходимо для ремонта ременной упряжи из сыромятной кожи (укр. сириці). Также — для протыкания конского брюха в лечебных целях, чтобы выпустить скопившиеся газы.