На протяжении тысячелетий холодное оружие являлось постоянным атрибутом цивилизации. Оно помогало людям в борьбе как с недругами, так и суровой природой. Поэтому и отношение к холодному оружию у людей особое. В течение веков эта близость, вероятно, запечатлелась на генетическом уровне. Иначе чем можно объяснить охватывающее вас чувство благоговения, когда пальцы вашей руки касаются холодной стали старого клинка. Или то чувство опасности, ощущение «мурашек по коже», когда человек смотрит, как ему кажется, на «агрессивные» формы холодного оружия.
У разных людей один и тот же предмет может вызывать различные эмоции и чувства. И главное в этом феномене то, что холодное оружие никого не оставляет равнодушным и даже если кто-то об этом заявляет, это всего лишь поза, вызванная неким комплексом «цивилизованного человека» (духовным стереотипом, рожденным пацифистскими настроениями последних десятилетий истории современного общества). И, тем не менее, даже в этом случае у нашего современника в глубине души рождается нечто, нуждающееся в активном опровержении и отрицании, потому что чувство это не «соответствует» морали общества. (Даже к слову «оружие» в духовной концепции современного общества отношение однозначно отрицательное.) Понимание этого феномена, включающего в себя переплетение психологических, моральных и законодательных аспектов существования холодного оружия в обществе – очень важно. Это единый комплекс вопросов и решать каждый из них в отдельности, в отрыве от рассмотрения остальных аспектов – путь, ведущий к дальнейшим заблуждениям!
Вместе с ХХ веком холодное оружие ушло в прошлое, исчезло с полей сражений. Казалось бы, с потерей практического значения для цивилизации, в наше прагматическое время о нем должны забыть. Но регулярность, с какой проводятся различные выставочные мероприятия, посвященные холодному оружию и число посетителей, порой приезжающих издалека только для того, чтобы соприкоснуться с этим пластом культуры – говорит об обратном!
Количество кузнецов-клиночников и дизайнеров-ножовщиков в последние десять лет стало стремительно увеличиваться. Родилось совершенно новое направление, которое должно изучаться искусствоведением – «авторское художественное холодное оружие».
Сейчас термин «авторское оружие» у людей, интересующихся ножевой культурой, достаточно популярен. Но, как показывают наблюдения, не всегда он трактуется однозначно.
На первый взгляд все как будто просто. Любой нож, задуманный мастером и любовно им исполненный, отличающийся от подобных изделий других мастеров, уже сам по себе является авторским. Так и было с древнейших времен, когда каждое изделие отковывалось, шлифовалось и отделывалось одним мастером и несло в себе черты индивидуальности. Но можно ли назвать такие клинки «авторским оружием», ведь изготовление функционального оружия (а это была единственная цель мастера) диктовалась лишь уровнем организации производства. И даже некоторое стремление мастера к украшению своих изделий (как это может казаться с позиций нашего времени) в далекие времена имело сугубо практическое значение. Такое украшение являлось неким магическим знаком, усиливавшим эффективность оружия.
По прошествии времени, с развитием производственных сил общества и появлением иных его социальных форм, холодное оружие стало изготавливаться массово. Появилось так называемое образцовое холодное оружие, единый образец которого принимался на вооружение отдельных родов войск регулярных армий. Это оружие могло быть декорировано (атавизм, при котором потерялась вера в магическое значение элементов украшения, но, тем не менее, их присутствие считалось желательным, поскольку повышало престиж пользователя оружия и, конечно же, правителя страны, которая может себе позволить вооружить армию не только эффективным, но в то же время и изящным оружием). Часто используемый декор был достаточно примитивным, но и этого было достаточно для оружия, употреблявшегося повседневно.
Поэтому декоративные элементы, присутствующие на большинстве образцов строевого и гражданского холодного оружия не относят его к украшенному оружию.
Но в то же время среди образцового или произвольного оружия стали появляться особым, более тщательным образом, декорированные образцы. Такое оружие заключало в себе несколько иные функции, отличные от тех, что выполняло повседневно употреблявшееся. Оно могло быть парадным, памятным, наградным, призовым или придворным. В любом случае употребление его подразумевало некоторые особые обстоятельства, выходящие за рамки повседневной рутины. Декор такого оружия состоял из тщательно проработанного, часто тонированного в контрастные цвета орнамента. В него включалось изображение каких-либо примечательных сцен из истории страны или биографии предполагаемого владельца. Порой такое оружие становилось, по современным меркам, настоящим произведением искусства, стоящим довольно дорого. Примером могут служить «шпаги с брилиянтами» (сохранен стиль первоисточника – одного исторического документа – прим. авт.), которыми награждала Екатерина II своих фельдмаршалов и генералов...