| Содержание номера 

Крестовый поход


СОКРОВИЩА БЛИЖНЕГО ВОСТОКА

Каждый из крестовых походов (1096-1270 гг., всего их было восемь) был вызван своими собственными причинами, имел свой состав и ни один из них не был похож на другой.

Концепция крестового похода основывается на идее паломничества. Предполагалось, что в поход идут паломники, ведомые самим Господом, «народ без короля». Но лишь первый крестовый поход придерживался этой концепции, следующие походы для освобождения Святой земли возглавляли короли — Ричард Львиное Сердце, Филлипп II Август, Фридрих Барбаросса, Людовик IX Святой. Чтобы не говорили ученые историки, борьба с язычниками на Ближнем Востоке, которую вели организаторы крестовых походов, преследовала как политические, так и экономические цели. Среди небогатых рыцарей было немало желающих завладеть несметными сокровищами Востока, поместьями и замками.

Последним побуждением к началу крестоносного движения стало обращение Византийского императора Алексия I Комнина к папе Урбану II в 1094 г. с просьбой о помощи против турок-сельджуков.

Когда папа Урбан на Клермонском соборе в 1095 году призывал христиан на борьбу за Святую землю, он не сомневался, как сказали бы теперь, во всенародной поддержке, поскольку авторитет церкви тогда был неоспорим. В XI и XII столетиях власть папы была всемогущей. Ей подчинялись даже короли и императоры. Неугодные считались еретиками, им угрожали пожизненное заключение или другие суровые наказания. Любая прогрессивная идея считалась ересью и искоренялась буквально в зародыше. Таким образом церковная власть препятствовала развитию наук и прогресса. Только крестоносцы в какой-то мере являлись проводниками античной культуры в Европе и способствовали интеллектуальному возрождению.

РЕЛИГИОЗНОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ

И РЫЦАРСКИЙ ОРДЕН

Главной целью крестовых походов XI-XIII столетий было возвращение христианству Святого города — Иерусалима. Однако значение этих походов для Европы следует оценивать соответствующим образом. Походы на Восток расширяли мировоззрение их участников, что оказывало влияние не только на развитие европейской науки и искусства, но и способствовало росту экономики западных стран. Многие воины возвращались из походов с богатой добычей, возводили замки и основывали рыцарское общество, которое, пользуясь современной терминологией, можно назвать благородным.

Другие рыцари, более склонные к самопожертвованию, оставались в замках на завоеванных территориях. Именно они основали духовный орден Ионитов, переименованный позднее в Мальтийский. Многие воины, состоящие в этом ордене, оказывали всяческое содействие паломникам, идущим в Иерусалим, ухаживали за больными и ранеными, недаром символом этого ордена стал красный мальтийский крест.

Самым влиятельным и многочисленным был орден «Братства христианских рыцарей храма Иерусалима» — орден Темплера. Основателями этого ордена стали восемь рыцарей, объединившихся для защиты пилигримов. Позднее участники этого ордена совершили крупные финансовые сделки в европейских странах. Историки утверждают, что именно из-за этих сделок папа Клементий V осудил всех членов ордена Темплера как еретиков в 1307 году. Три тысячи представителей этого ордена были казнены, а их огромным состоянием овладел французский король Филипп IV. Существует мнение, что документы, касающиеся этого процесса, Ватикан скрывает и по сей день.

 | Содержание номера