Японское холодное оружие, а именно мечи (реже называемые саблями, хотя последнее название более справедливо в отношении данного оружия), известно во всем мире под именем МЕЧ САМУРАЯ. Этот вид оружия развивался в условиях практически полной изоляции японских островов, однако первоначальный толчок этому развитию был дан извне.
Самурайские мечи среди всех других видов холодного оружия выделяются идеальной пропорциональностью форм, великолепными боевыми качествами и высокохудожественной отделкой. Меч самурая — всегда совершенный образец кузнечного и художественного мастерства. Несмотря на очень жесткие рамки традиционного производства, непозволявшие изменять форму клинка, рукояти и ножен в течение минимум 1500 лет, каждый меч имеет свой оригинальный облик. Такие детали меча как цуба (гарда), мэнуки (парные рельефные металлические накладки, укрепляемые с обеих сторон рукояти), фути (обоймица рукояти) и касира (навершие рукояти) дают мастеру неограниченную свободу для художественного творчества. Фути и касира, как правило, украшались одинаковым орнаментом и изготавливались в комплекте одним мастером.
Технология производства мечей в Японии зародилась в начале первого тысячелетия нашей эры, развивалась и совершенствовалась до 1876 г., когда указом императора были запрещены производство и ношение холодного оружия частным лицам. История развития самурайского меча документально зафиксирована в 20-томном издании «Ценкеа-Койитсон», написанном Кикиду Йосаи и изданном в Киото в середине XIX в. К тому же сам объект исследования — самурайский меч — может много о себе рассказать. На хвостовике полосы (накаго) каждого меча под деревянной рукоятью, которая легко снимается, могла выполняться надпись, содержащая исчерпывающие сведения о мече: имя кузнеца, его возраст и титул, место и время изготовления, имя владельца и пожелания счастья, а также условия испытания клинка.
По этим надписям чаще всего и прослеживается история каждого меча в отдельности. Однако существуют мечи, на которых отсутствует какие-либо надписи. Знаменитые японские кузнецы не без причин считали, что их работу и так легко отличить от другой, менее «достойной». В целом, как отмечают некоторые исследователи, существует некая закономерность (весьма спорная): чем больше надписей на мече, тем менее качественный клинок.